А) Политическая конфронтация.

Формирование новой государственности предполагало изменение общественного строя, отказ от коммунистической идеологии. В апреле 1992 г. на совещании глав республик, администраций краев и областей Ельцин заявил, что “государство сменило свою юридическую личность, сменился общественный строй”, но тогда такая декларация была не вполне обоснована. Весной 1992 г. началась открытая борьба политических элит и политических партий за отстаивание принципов функционирования органов власти России.

Продолжала действовать Конституция РСФСР, принятая в 1978 г., согласно которой политическую основу страны составляют Советы народных депутатов (глава 2), основу экономической системы составляет социалистическая собственность на средства производства (глава 3). Конституция РСФСР не предусматривала должности Президента. Согласно ей высшим органом власти в стране был Съезд народных депутатов и избранный им Верховный Совет республики, а на местах власть принадлежала местным Советам народных депутатов. Созданные президентские структуры в эту систему не вписывались. Принятие же новой Конституции России могло быть осуществлено лишь съездом народных депутатов, который не хотел идти на расширение президентской власти. Так обозначилась “конституционная ловушка”, сложилось своеобразное двоевластие, начались конфликты между Президентом и Верховным Советом.

Уже в середине 1992 г. начались разногласия в “августовской” коалиции (противостоящей ГКЧП в августе 1991 г.), которая поляризовалась по двум линиям: поддержки Президента и защиты Съезда народных депутатов. Депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета России, недовольные монетаристским курсом правительства Е.Т.Гайдара (он исполнял обязанности премьер-министра), требовали корректировки экономической политики. Однако сам Ельцин тогда еще пользовался доверием депутатов и сумел добиться предоставления ему широких полномочий, вплоть до издания указов законодательного характера. Во второй половине 1992 г. В оппозицию к Ельцину перешел вице-президент А.В.Руцкой, к которому примкнули председатель Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатов и председатель Конституционного суда В.Д.Зорькин.

Конфликты по частным вопросам переросли в резкую конфронтацию, обострившую ситуацию в стране. Оппозиция обвиняла Президента в забвении интересов народа, в распродаже национального богатства страны, в коррупции. Под ее давлением в конце 1992 г. Гайдар ушел в отставку с поста руководителя правительства, и премьер-министром стал глава крупнейшей корпорации РАО “Газпром” В.С.Черномырдин. В январе 1993 г. Ельцин призвал Верховный Совет заключить конституционное соглашение и прекратить полемику, однако оппоненты этот призыв отвергли.

25 апреля 1993 г. в России состоялся референдум, на который были вынесены вопросы, согласованные между Президентом и Верховным Советом. Это были вопросы о доверии Президенту и проводимому им социально-экономическому курсу, а также о необходимости досрочных выборов Президента и Верховного Совета РФ. В референдуме приняли участие 64% избирателей, о доверии Президенту заявили около 59% проголосовавших, его социально-экономическую политику одобрили 53%. За досрочные выборы президента проголосовали всего 40% участников референдума, за досрочные выборы парламента – 70%. Таким образом, референдум не снял остроты политической конфронтации.