Монтаж станка качалки. Эксплуатация балансирных станков-качалок.

Монтаж станка-качалки

В нашей стране применяют в основном редукторные станки-ка­

чалки. Их устанавливают на фундаменты, которые делятся на три

группы:

-бутобетонные или бетонные;

-из бетонных труб;

-металлические постаменты различных конструкций.

Бутобетонные фундаменты для станков-качалок нормального

ряда сооружают с использованием деревянной опалубки; стены цо­

коля выкладывают из бутового камня.

Перед монтажом станка-качалки проверяют комплектность по­

ставки узлов и крепежного материала (болтов, гаек, шайб). Достав­

ленные к месту монтажа узлы станка-качалки располагают с учетом

последовательности сборки.Монтаж начинается с установки рамы

на фундамент затаскиванием ее по уложенным накатам из труб или

краном, смонтированным на тракторе.

После установки рамы выверяют ее положение относительно цен­

тра скважины и горизонтальность в продольном и поперечном на­

правлениях.

При наличии на скважине вышки или мачты монтаж стойки

и балансира можно выполнять при помощи подъемника, в других слу­

чаях - грузоподъемными средствами. Перед установкой балансира

проверяют горизонтальность верхней плиты стойки в двух направ­

лениях и крепление к раме. Балансир поднимают и устанавливают на

плиту стойки вместе с его опорой. При этом продольная ось баланси­

ра должна совпадать с продольной осью симметрии станка, а плос­

кость качания балансира - быть перпендикулярной к плоскости ос­

нования. Правильность положения балансира относительно центра

скважины проверяют отвесом, прикрепленным к центру траверсы

канатной подвески.

Небольшие отклонения устраняют перемещением балансира при

помощи регулировочных болтов. Закрепляя балансир, поднимают

траверсу с двумя шатунами и ее опорой для присоединения к балан­

сиру. Верхние головки должны свободно вращаться на пальцах во

втулках траверсы. Пальцы должны быть надежно застопорены в вер­

хних головках шатунов. После сборки тормозного устройства прово­

рачивают шкив редуктора до установки кривошипов в горизонталь­

ное положение и затормаживают их. На кривошипы устанавливают

противовесы и закрепляют их болтами с гайками и контргайками.

Нижние головки шатунов присоединяют к кривошипам и закрепля­

ют их в определенном положении, затягивая гайку специальным пат­

ронным ключом. Гайки после крепления шплинтуют. Расстояние меж­

ду шатунами и кривошипами с обеих сторон станка должно быть оди­

наковым. После проверки параллельности продольных осей криво­

шипов и совпадения наружных поверхностей шкивов редуктора

и электродвигателя надевают клиновые ремни. Натяжение ремней ре­

гулируют, поднимая или опуская поворотные салазки. По окончании

сборки и проверки ее качества устанавливают фундаментные шпиль­

ки, концы которых должны выступать над верхней плоскостью рамы

для установки гайки и контргайки. При заливке цементного раство­

ра под раму станка-качалки фундаментные болты затягивают после

затвердения раствора.

По окончании монтажа электрооборудования, ограждения кри­

вошипа и площадки с лестницей для обслуживания электродвигате­

ля, а также проверки смазки в подшипниках и в редукторе разреша­

ется выполнить пробный пуск .станка-качалки и обкатку на холос­

том ходу в течение 3 ч.

В процессе обкатки проверяют вертикальность движения шату­

нов, точки подвеса штанг, величину торцевого и радиального биения

шкивов, наличие шума и стуков в узлах. При удовлетворительной

работе и отсутствии дефектов присоединяют штанги скважинного

насоса и включают станок под нагрузкой.

Эксплуатация балансирных станков-качалок

Комплект клиновых ремней должен быть подобран по длине. До­

пускаемое отклонение для длины ремней одного комплекта не долж­

но превышать 0,25% от номинального размера. Сменять ремни сле­

дует только путем перемещения электродвигателя по салазкам или

поворотом рамы-салазок (при поворотных салазках) на таком рас­

стоянии, чтобы ремни надевались на шкивы и снимались с них со­

вершенно свободно, без натяга.

Нельзя допускать смену ремней в натянутом состоянии при по

мощи ломов, оправок или других предметов при одновременном по

ворачивании шкива редуктора от руки, так как это приводит к по

вреждению ремней и небезопасно для обслуживающего персонала.

Недостаточное натяжение ремней влечет за собой снижение их

работоспособности. Однако увеличение натяжения можно рекомен

довать лишь до известного предела, после которого долговечность

ремней резко падает. Кроме того, излишнее натяжение вызывает по

вышенное давление на валы и опоры, в результате чего происходит

ускоренный износ их у редукторов и электродвигателей. Способность

ремня сохранять полученное первоначальное натяжение ограниче

на; как правило, чем больше натяжение, тем быстрее он растягивает

ся. Поэтому нельзя излишне натягивать ремни.

Степень натяжения можно определить по величине провеса вер

хней ветви наиболее натянутой струны под действием эталонного

груза.

У работающего станка-качалки места трения должны быть сма

заны. Зубчатые зацепления редуктора смазывают машинным маслом

Л, залитым в корпус редуктора.

Подшипники валов редуктора, опор балансира, нижних головок

шатунов, верхних пальцев шатунов, опор балансира, траверсы сма

зывают маслом осоголин А или консталином Л.

В процессе эксплуатации станка обслуживающий персонал дол

жен систематически проверять его снаружи.

При осмотре необходимо обращать внимание главным образом

на состояние следующих узлов и деталей станка:

а) крепление рамы фундаментными болтами;

б) крепление болтов редуктора и стойки с рамой;

в) крепление болтов подшипников балансирного вала, крышки

редуктора, опоры серьги траверсы к балансиру;

г) плотность шпоночных соединений на кривошипном и ведущем

валах редуктора; при обнаружении незначительного зазора необхо

димо немедленно остановить станок для замены шпонки;

д) крепление кривошипных и верхних пальцев шатуна и пальцев

нижней и верхней головок серьги;

е) крепление роторных грузов на кривошипах и балансире;

ж) положение тормозных колодок;

з) крепление электродвигателя;

и) соединение подвески с головкой балансира и сальниковым

штоком;

к) правильность вращения роторных грузов;

л) исправность ограждений;

м) состояние ремней.