Действительный напор, подача центробежного насоса.
Основное теоретическое уравнение центробежного насоса было
выведено на основании одноразмерной теории, при которой предпо
лагается, что все частицы жидкости описывают в рабочем колесе и
направляющем аппарате одни и те же траектории и что форма этих
траекторий совпадает с кривизной лопатки. Это возможно лишь при
оесконечно большом числе лопаток. Однако в действительности ра
бочие колеса имеют конечное число лопаток определенной толщины,
в результате чего распределение
скоростей в поперечном сечении
каждого канала будет неравно
мерным, что может существенно
снизить напор Н (на15-20%).
Неравномерность распределения
скоростей обусловлена следую
щими причинами. При вращении
колеса жидкость, заполняющая
его каналы, вращается в сторону,
обратную вращению колеса. Это
явление можно представить из
рассмотрения движения жидко
сти в замкнутом объеме между
т. е. при закрытых
в каналах рабочего колесавнутреннем и внешнем выходных
кольцевых сечениях канала.
На рис. 2.4. (канал I) показано струйное течение, соответствую
щее бесконечно большому числу элементарно тонких лопаток.Если
жидкость не имеет вязкости, то она при вращении замкнутого сосуда
вокруг какой-либо оси, жестко скрепленной с ним, будет вращаться
относительно стенок этого сосуда в обратную сторону с той же угло
вой скоростью, с какой вращается сосуд вокруг оси. Это явление на
зывают относительным вихрем,и оно будет тем слабее проявляться,
чем вязче жидкость и уже каналы. Этот вихрь, складываясь с током
жидкости от оси колеса к периферии, вызывает неравномерное рас
пределение в каналах колеса (см. рис 2.4. канал II).
Кроме того, лопатки вращающегося колеса при передаче механи
ческой энергии жидкости, заполняющей его каналы, оказывают на
нее давление, которое передается поверхностью лопатки, обращен
ной в сторону вращения колеса (выпуклой стороной), в результате
чего давление на выпуклой стороне больше, чем на противополож
ной (вогнутой) стороне той же лопатки.