Действительный напор, подача центробежного насоса.

Основное теоретическое уравнение центробежного насоса было

выведено на основании одноразмерной теории, при которой предпо­

лагается, что все частицы жидкости описывают в рабочем колесе и

направляющем аппарате одни и те же траектории и что форма этих

траекторий совпадает с кривизной лопатки. Это возможно лишь при

оесконечно большом числе лопаток. Однако в действительности ра­

бочие колеса имеют конечное число лопаток определенной толщины,

в результате чего распределение

скоростей в поперечном сечении

каждого канала будет неравно­

мерным, что может существенно

снизить напор Н (на15-20%).

Неравномерность распределения

скоростей обусловлена следую­

щими причинами. При вращении

колеса жидкость, заполняющая

его каналы, вращается в сторону,

обратную вращению колеса. Это

явление можно представить из

рассмотрения движения жидко­

сти в замкнутом объеме между

т. е. при закрытых

в каналах рабочего колесавнутреннем и внешнем выходных

кольцевых сечениях канала.

На рис. 2.4. (канал I) показано струйное течение, соответствую­

щее бесконечно большому числу элементарно тонких лопаток.Если

жидкость не имеет вязкости, то она при вращении замкнутого сосуда

вокруг какой-либо оси, жестко скрепленной с ним, будет вращаться

относительно стенок этого сосуда в обратную сторону с той же угло­

вой скоростью, с какой вращается сосуд вокруг оси. Это явление на­

зывают относительным вихрем,и оно будет тем слабее проявляться,

чем вязче жидкость и уже каналы. Этот вихрь, складываясь с током

жидкости от оси колеса к периферии, вызывает неравномерное рас­

пределение в каналах колеса (см. рис 2.4. канал II).

Кроме того, лопатки вращающегося колеса при передаче механи­

ческой энергии жидкости, заполняющей его каналы, оказывают на

нее давление, которое передается поверхностью лопатки, обращен­

ной в сторону вращения колеса (выпуклой стороной), в результате

чего давление на выпуклой стороне больше, чем на противополож­

ной (вогнутой) стороне той же лопатки.