Взаимоотношения между людьми

Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.

22. Мекка и Медина как священные города.

Ме́кка — город в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман (см. Хадж). Немусульманам в Мекку въезд запрещён.

Мекка — священный город мусульман. В 630 году, усилив свою позицию, мусульмане мединской общины во главе с пророком Мухаммедом вошли в Мекку, город сдался без боя, жители приняли ислам. Мекка со священной Каабой была превращена в религиозный центр, и мусульмане стали молиться лицом в сторону Мекки, где бы они ни находились.

В центре Мекки находится Мечеть Аль-Харам с Каабой.

Меди́на — город в районе Хиджаз в западной части Саудовской Аравии. В настоящий момент его население — 1 102 728 чел. (по оценке 2010 года)[1].

Ранее Медина называлась Ясриб, но потом она стала называться Madīnat an-Nabī (ﺍﻟﻨﺒﻲمدينة «город пророка») или al-Madīnah al-Munawwarah («просвещённый город» или «блистательный город»), а краткая форма «Медина» означает просто «город». Медина — второй священный город ислама, после Мекки.

Её религиозное значение велико из-за присутствия в ней святыни пророка Мухаммада у мечети пророка, известной как купол пророка или «зелёный купол», построенного рядом с домом пророка Мухаммада . Его дом позднее стал частью мечети, когда её надстроил халиф из династии Омейядов Абд аль-Малик.

В Медине скончался пророк Мухаммад в 632 г.

Первая мечеть ислама также находится неподалёку от Медины и называется Мечеть Аль-Куба.

Многочисленные мечети в обоих городах являются целью паломничества большого количества мусульман. Немусульманам запрещено находиться в городе

 

23. Коран - священная книга мусульман.

Кора́н— священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»[1].

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).

В исламских странах Коран служит основой законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного.

Мусульмане верят в то, что Коран — это:

божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом;

несотворенное Слово Всевышнего, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство;

чудо, одно из доказательств пророческой миссии Мухаммеда, кульминация серии божественных посланий. Божественные послания начались с Адама, включали в себя Свитки Авраама, Таурат (Тору), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие).

Структура Корана

В Коране насчитывается 114 сур (глав). Все главы разделены на аяты (стихи). В общей сложности в Коране 6236 аятов и более 320 тысяч букв (харф). Текст Корана разделен на 30 равных частей, каждая из которых по-арабски называется джуз.

Некоторые суры были ниспосланы Мухаммаду в Мекке, другие — в Медине. Мекканские суры были ниспосланы Мухаммаду до хиджры (переселения в Медину) или по пути в этот город. В свою очередь, мединские суры были ниспосланы в Медине либо во время какого-нибудь путешествия, совершенного Мухаммадом после хиджры. Откровения нисполанные в Мекке считаются аброгированными а в Медине истинными.

Мусульмане считают, что содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал его охранять вплоть до Судного дня[15]:

Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его

Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». В первой суре Корана эти слова включены в текст в качестве первого аята.

Суры, за некоторыми исключениями, расположены в Коране в зависимости от их размера, а не хронологически. В начале идут длинные суры, затем суры с постепенно убывающим количеством стихов.

Важнейшие суры и аяты Корана

Сура 1. Самая известная сура «Аль-Фатиха» («Открывающая Книгу»), называемая также «Матерью Корана», неоднократно читается мусульманами в каждой из 5 обязательных ежедневных молитв.

Сура 2, аят 255, называемый «Аят Трона». Одно из самых ярких высказываний о вселенском владычестве Аллаха над всем, что Он создал. Именно этот аят, по словам Мухаммада, стоит в Коране на первом месте[16].

Сура 24, аят 35, «Аят о Свете» — стих, описывающий славу Божию.

Сура 36. «Йа-Син». В учении ислама эта сура является «сердцем Корана».

Сура 112. Очень короткая глава «Ихлас» является своеобразным «символом веры» ислама. Её название значит «Искренность».

История Корана

Согласно исламской традиции, считается, что Коран снизошел в мир от Аллаха в полном виде в ночь Кадр, но ангел Джабраил передавал его пророку по частям в течение 23 лет[17].

По распоряжению Пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались. Для этого у него было около 40 секретарей. Зейд ибн Сабит говорил, что после того как секретарь записывал Откровение, пророк заставлял его еще раз прочитать аяты и только после этого разрешал читать Божественные Откровения народу. При этом он настаивал, чтобы сподвижники заучивали Откровения наизусть, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные — фрагментарно.

Откровения записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи, ткани. Записи делались по мере ниспослания Аллахом аятов, но ниспослание было смешанным. Только после ниспослания группы аятов пророк объявлял, в какую именно суру и в каком порядке они должны быть записаны. Были и Откровения, которые не должны были войти в Коран, а носили временный характер и позднее были отменены Аллахом.

Все аяты Корана, но в виде отдельных записей, были собраны еще по решению первого халифа Абу Бакра[18] [19].

Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти пророка Мухаммада, когда Осман стал халифом, в ходу были различные части Корана, сделанные известными сподвижниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того, как Осман стал халифом, он приказал сделать копии Корана и разослать в разные страны.

Собранные воедино, сведённые в один список в период правления халифа Османа (644—656 гг.), эти Откровения составили канонический текст Корана, который дошёл до наших дней в неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651-м годом.

return false">ссылка скрыта

Коран до сих пор существует в устной форме, когда люди запоминают его наизусть целиком.

 

24. Структура Библии.

Священной книгой христиан является Библия, которая состо­ит из двух частей. Ветхий завет — священная книга последователей иудаизма и Новый завет, излагающий важнейшие этапы жизни со­здателя христианства — Иисуса Христа и основные положения его учения. Новый завет состоит из четырех Евангелий/Слово «еванге­лие» в переводе с греческого означает благовествование или Радостная весть. Два из этих Евангелий — от Матфея и от Иоанна, припи­сываются непосредственно ученикам Иисуса Христа, а два других — от Марка и от Луки — ученикам учеников Иисуса Христа. Помимо Евангелий в Новый завет входят «Деяния апостолов» — первых уче­ников Христа и проповедников христианства, послания апостолов христианским общинам и, наконец, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис.

 

25. Декалог (10 заповедей Моисея).

Десять заповедей (Декалог или Закон Божий) — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх.19:10-25).

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

1 Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

2 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4 Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6 Не убивай.

7 Не прелюбодействуй.

8 Не кради.

9 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

26. Апокрифические книги.

Апо́крифы— произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшим в библейский канон.[1]

Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные.

Общие определения

По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется». То есть, апокрифические книги, в большинстве своём, в значительной степени искажают священную историю и догматику Писания и поэтому они не могут быть в целом признаны богодухновенными (например, в виду слишком сильного элемента человеческого мудрствования). Поэтому эти книги преследовались Отцами Церкви и не вошли в канон богооткровенных книг Ветхого и Нового Заветов (Библии).

Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с традиционным христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф который называется «Протоевангелие Иакова» — он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство Богородичных праздников — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) подтверждаются Протоевангелием Иакова. Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания.

Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют не только историческое значение, но в некоторой степени и диалектическое, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.

В число апокрифов включают так называемые ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, альтернативные тексты Деяний святых апостолов, Апокалипсисы и пр., а также альтернативные признанным Церковью биографии святых.

Апокрифы сочиняются и в наше время, когда разнообразные еретические и псевдохристианские секты, «старцы», предсказатели и «чудотворцы» сочиняют и распространяют религиозную литературу, по-своему трактующую историю и принципы христианского вероучения. Нередко авторы таких «писаний» пребывают в состоянии духовной прелести.

 

27. Книги библейского канона.

Библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными.[1] Книги, входящие в библейский канон составляют в христианстве Священное Писание и служат первоисточниками и нормами веры. Различают канон книг Ветхого («Ветхозаветный К.») и Нового («Новозаветный К.») Завета.

Библейский канон – книги Священного Писания (Библии), признанные Вселенской Церковью богодухновенными, в отличие от неканонических, которые, однако, также считаются Церковью назидательными и полезными (к последним относятся Послание Иеремии, книги Варуха, Товита, Иудифи, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2-я и 3-я книги Ездры и три книги Маккавейские).

Формирование Новозаветного канона.

Церковь от момента своего основания принимала все признаваемые у нас в настоящее время новозаветные священные книги, что и было засвидетельствовано в 360 году на поместном Лаодикийском соборе, издавшем определение, в котором перечисляются поименно все 27 наших новозаветных священных книг (60 правило). Это определение было потом торжественно подтверждено и получило, таким образом, вселенский характер на VI Вселенском соборе.

Формирование Ветхозаветного канона.

Ветхозаветный канон сложился не сразу. Весь народ (или его часть) безусловно признавали священными Законы Моисея (в каком бы объеме они тогда ни были даны). Когда при царе Иосии в 622 году нашли в тайнике Храма Книгу Закона (4 Цар 22-23), она была объявлена гражданским и религиозным кодексом для всего Израиля.

В V веке до Р.Х. Неемия и Ездра возродили и реформировали Общину Второго Храма, пришедшую в состояние упадка. Ездра привез из Вавилона свитки Закона (нынешнее Пятикнижие), прочел их перед народом и как бы еще раз торжественно кодифицировал в качестве Слова Божия.

Около 190 года до Р.Х. Иисус сын Сирахов, перечисляя книги Св. Писания, упоминает уже не только Закон и Исторические книги, но и сборник Пророков, кроме Кн. Даниила (Сир 44-49). Внук Иисуса, переведший его книгу на греческий около 130 года, говорит о всех трех разделах Библии: Законе, Пророках и "остальных книгах" (т.е. Учительных; см. его предисловие к Сир, сохранившееся только в славянском переводе).

В конце I века по Р.Х. в палестинском городе Ямнии раввины после долгих споров утвердили состав Учительных книг (Ктувим). Теперь весь канон включал в себя по условному счету 22 книги (в соответствии с числом букв евр. алфавита). Этот канон мы находим и у Иосифа Флавия, писавшего на исходе I века (Против Апиона, I,8). Условное число было достигнуто тем, что книги Руфь и Судей, Иеремии и Плач, Ездры и Неемии считались за одну.

Во II веке Мелитон Сардийский (Письмо к Онисиму), перечисляя принятые Церковью книги Ветхого Завета, называет только канонические.

В IV веке свт. Афанасий Великий (39 послание) пишет: "Всех книг Ветхого Завета число двадцать две, ибо столько же, как я слышал, и букв у евреев". То же число называют и свт. Кирилл Иерусалимский (Огласительное слово IV,35), свт. Епифаний Кипрский (Против ересей, VIII,6) и другие. Таким образом, в эпоху первых двух Вселенских Соборов Церковь окончательно приняла ветхозаветный (еврейский) канон.

 

28. Христианский Вселенский собор.

Вселе́нские собо́ры — собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.

ристианский Вселенский собор - собрание представителей всей Церкви для решения вероучительных и канонических вопросов. Православные считают, что основной отличительной чертой вселенского собора от поместного является созыв собора императором, который потом подтверждает решения вселенского собора, и они становятся законам Римской (Византийской) империи. У католиков вселенским собором считается собор, решения которого потом подтверждены Папой Римским. Практически все христиане признают решения Апостольского Собора 50 г. о необязательности соблюдения закона Моисея. Собор проходил в Иерусалиме (Деян. 15 гл.).

 

29. Христианский Символ веры.

В христианстве под символами веры традиционно понимали краткое изложение догматов Церкви.

История христианских символов веры

Основа христианской веры есть утверждение, что Бог ради спасения людей от бремени первородного греха послал своего Сына на землю, который родился от непорочной Девы и воплотился в человеческом образе — Иисусе Христе, был распят, умер и воскрес в третий день, победив смерть.

Первые Отцы Церкви излагали пред своими учениками учение Иисуса Христа и апостолов, составлявшее ту норму их пастырской деятельности, которая обозначалась словами: πιστις κάνων αληθεία, regula veritatis, и входила в состав христианской disciplinae arcanae. Сами отцы церкви нередко замечают, что πιστις, или regula fidei, преподана апостолами, которые сами получили её от Христа. Письменное изложение некоторых деталей этой regula fidei впервые появляется около 140 г, в евангельской формуле крещения («во имя Отца и Сына и Св. Духа»), у Тертуллиана, Киприана, Фирмилиана Кесарийского, в канонах церкви коптской.

Руфин нашёл так называемый Апостольский Символ веры, написанный на латинском языке. В толковании на этот Символ веры Руфин утверждал, что это — подлинный текст Символа, составленного апостолами на соборе в Иерусалиме. Явившись на собор, апостолы имели каждый свой особый символ, составленный применительно к потребностям места проповеди каждого из них; затем они решили общими силами составить один образец веры, который мог бы служить для них во время проповеди руководством и правилом, охраною от возможного разногласия. Они назвали свое коллективное произведение «Символ веры», что указывает на сбор или выборку содержащегося в нем учения из проповеди всех апостолов. Найденный им символ Руфин называет Апостольским или потому, что каждое слово в нём дано апостолами (1 Кор. XI, Деян. XV), или потому, что он содержит веру, несомненно, проповеданную апостолами.

Но так как в каждом месте, где проповедовали апостолы, существовал свой символ веры, то название Апостольского Символа веры справедливо и по отношению ко многим другим символам веры.

Римско-католическая церковь считает «Апостольский Символ веры» одним из важнейших христианских символов веры, в частности, он входит в состав молитвы Розария. Слово «Апостольский» по современному толкованию означает, что Символ излагает проповеданную апостолами веру, а не принадлежность текста перу апостолов, хотя в Средние века даже предпринимались попытки предположить, какие именно слова в Апостольском Символе веры какому именно апостолу принадлежат.

Самим Руфином текст Апостольского Символа веры очищен от примесей аквилейской его редакции. Мартиньи («Dictionnaire», стр. 755) сообщает четыре текста этого Символа с разными чтениями. Современный текст Символа впервые встречается в письменных источниках VI века.

С точки зрения православия, завершительным актом в области символов веры служит Никео-Цареградский Символ веры, первая часть которого была составлена на Никейском соборе (325 год), а вторая — на соборе Константинопольском (381 год), где оба Символа веры были соединены в один документ. Исповедание и прочтение Никео-Цареградского Символа при крещении есть неотъемлемая часть таинства; за крещаемых младенцев Символ веры читается его восприемником.

 

30. Дохристианские верования в Киевской Руси.

До принятия христианства славяне не имели единой четко структурированной религии. Сведения о славянском язычестве довольно противоречивы, собраны из разных, иногда не самых достоверных источников. Кроме того, практически нет письменных памятников, относящихся к эпохе язычества, во всяком случае, на территории России. Как заметил в связи с этим выдающийся специалист по культуре древних славян академик Б.А. Рыбаков , «в отличие от греческой мифологии, которая уже с VII в. до н.э. стала объектом (а может быть в какой-то степени и жертвой) литературной обработки и творческого обогащения жрецами, поэтами, писателями и специальными мифографами, славянская мифология, как «жизнь богов», осталась неописанной».

Правда, в учебной и специальной литературе последних лет довольно часто ссылаются на так называемую «Книгу Велеса», относящуюся к языческому периоду Руси, однако у серьезных специалистов подлинность этой книги, мягко говоря, вызывает сомнение. Лингвистические анализы книги однозначно указывают на подделку. В реальных же древних текстах языческие культы и божества упоминаются вскользь, как правило, с негативными оценками. Это и неудивительно, ведь тексты написаны христианами, а христианство вело непримиримую борьбу с языческими традициями. Крестивший Русь князь Владимир приказал уничтожать все языческие идолы и карать за языческие обряды. Поэтому у нас нет столь же четкого представления о пантеоне славянских богов, как, скажем, об египетском или греческом.

В то же время интенсивные исследования ученых позволяют с достаточной степенью уверенности говорить о некоторых особенностях славянского пантеона.

31. Пантеон древнерусских богов.

Славянский пантеон довольно слабо структурирован, понятие «верховных» и «низших» богов достаточно условно. Скажем, в XVI в. в Чyдовском списке «Слова об идолах» богами-идолами названо множество дyхов, не слишком известных в пантеоне, но, судя по словам автора, весьма почитаемых в данной местности:

· Кyтный бог (очевидно, домовой);

· Ядpей , Обилyха (по мнению Б.А. Рыбакова, эти боги-духи отвечали за урожай);

· Попyтник ;

· Лесной бог ;

· Споpыньи , Спех (помощники в делах).

Очень высоко почитались славянами женские божества. Славянское язычество знало много богинь, чаще всего связанных с культом материнства и ассоциировавшихся с властью земли: Дивия (Дива) , Жива , Подага , Желя , Моpена , Купала , Макошь , Лада (Ладо) и др. Часто разные имена означали ту же культовую фигуру в другой местности. Например, культы Дивы и Лады были фактически однотипными. Женский культ вообще характерен для славянской (особенно русской) традиции. В частности, в пантеоне богов князя Владимира (в дохристианский период) именно женское божество, а не Перун, при всем безоговорочном культе Перуна , занимает центральную позицию. Это наложило отпечаток и на восприятие христианства. В России, как нигде в мире, развит культ Богородицы . Иконы Богоматери на Руси издревле почитались как хранительницы и заступницы. В этом смысле можно говорить о том, что языческие культы слились с христианскими.

Наиболее высоко ценился славянами бог Перун, особенно в эпоху сложившейся государственности. Фактически он стал своеобразным славянским Зевсом, правда, не имеющим своей канонизированной истории. Также в пантеон славянских богов входили Стрибог , Даждьбог , Велес , Сварог и некоторые другие. Однако четкого разделения функций между этими божествами не было, степень культа того или иного божества варьировалась в зависимости от местности и традиций племени.

32. Особенности светских религий.

Словосочетание "светская религия" - это образное название для какой-либо нерелигиозной идеологии или учения. Оно используется в несколько ироническом смысле, с намеком на то, что некий человек или группа людей возводит данное учение в статус религии, считая его единственно верным, непреложным, объясняющим все и т.д. Ну по аналогии с обычной религией, но только без веры в сверхъестественное.
В принципе, "светской религией" можно назвать многое: от политических идеологий и научных концепций до моды . Так, можно сказать, что для кого-то "светской религией" является коммунизм, для кого-то - фрейдизм, или там дарвинизм, а для кого-то - гламур.

 

33. Основные модели государственно-церковных отношений.

Международные акты по вопросам свободы совести послужили им­пульсом для изменения государственно-церковных отношений в на­шей стране. Уже в 70-етоды появился ряд законодательных актов, расширяющих возможности религиозных организаций в удовлетво­рении религиозных потребностей верующих, отчасти освобождав­ших их от мелочной регламентации и опеки. В 80-х и 90-х годах этот процесс приобрел качественно новые характеристики. Постановле­нием Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был принят закон «0 свободе совести и религиозных организациях », который привел советское законодательство в соответствие с международными нор­мами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные огра­ничения и противоречия, препятствующие практическому осуще­ствлению свободы совести.

25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий», который гарантировал осуществле­ние свободы совести в нашей республике. Данный закон состоит из трех разделов. В первом разделе освещаются общие наиболее важные принципы осуществления свободы совести: 1) Равнопра­вие граждан независимо от их отношения к религии; 2) Отделение религиозных и атеистических организаций от государства;

3) Светский характер системы государственного образования; 4) Равенство религиозных объединений перед законом; 5) Наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответствен­ность за их нарушение.

Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выби­рать, иметь и распространять религиозные и атеистические убежде­ния, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единствен­ном условии — соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в за­висимости от отношения к религии, возбуждения в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан.

Принцип отделения религиозных объединений от государст­ва предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Го­сударство не должно финансировать деятельность религиозных ор­ганизаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убежде­ний. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешивать­ся в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельности политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятель­ности наравне со всеми гражданами.

В законе четко сформулировансветский характер государст­венного образования. На основе этого закона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Госу­дарственное образование не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Это означает, что в государствен­ных учебных заведениях не допускается религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, катехизация (разъяснение основ веро­учения), хотя не исключается изложение истории религии, ее функ­ций в жизни общества и человека. В равной мере недопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному ве­роучению и получение религиозного образования возможно только на негосударственной основе. С этой целью региональные организа­ции имеют возможность создавать свои специализированные учеб­ные заведения, группы для взрослых и детей и т. д. Аналогичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они не прописаны в законе. В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и неисповедующими ее, между последователями разных религий.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ог­раничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

Второй раздел закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Статья 15 закона предус­матривает право выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совершать религиозные обряды, добровольно вступать в религиозные объеди­нения и выходить из них. Статья 17 определяет религиозные объеди­нения как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповедания. Они имеют право образовывать регио­нальные или централизованные структуры со своими органами уп­равления и подразделениями. В статьях 18, 20 указывается, что ре­лигиозные объединения наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава (положения) в Министерстве Юсти­ции или его органах на местах. Статья 21 определяет, что деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания его учредителей или съезда, его образо­вавшего, либо в случае его самоликвидации (распада), либо по реше­нию суда.

Религиозные объединения могут осуществлять миссионер­скую деятельность, милосердие и благотворительность, религиоз­ное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т. д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответст­вуют определенным вероучениям и предусмотрены уставом (поло­жением) данного объединения. Раздел третий этого закона регули­рует имущественные и финансовые правоотношения религиозных объединений.

Принципы свободы совести, сформулированные в законе «О свободе вероисповеданий», нашли свое конституционное закрепле­ние в основном законе страны — Конституции Российской Федера­ции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В статье 2 главы 1 утверждается, что человек, его права и свободы яв­ляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Согласно статье 17 (1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с на­стоящей конституцией. Статья 14 (1) провозглашает Российское го­сударство светским государством, причем никакая религия не мо­жет устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 14(2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать ин­дивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Статья 29 (2):

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социаль­ную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиоз­ного или языкового превосходства.

Статья 19. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан о социальной, расовой, на­циональной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 59 (2) устанавливает, что гражданин Российской Феде­рации несет военную службу в соответствии с Федеральным зако­ном. Пункт 3 этой статьи устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеж­дениям или вероисповеданию противоречит несение военной служ­бы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По­ка не принят Федеральный закон об альтернативной гражданской службе, эта норма Основного закона не действует.

Таким образом законодательство Российской Федерации при­ведено в соответствие с международными актами и гарантирует ре­ализацию принципа свободы совести.

 

34. Религиозная мораль как специфический феномен.

Проблема источника с традиционной религиозной точки зрения
общественной морали мораль дарована человеку свыше, ее основные нормы и понятия сформулированы непосредственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди должны неукоснительно следовать им. Так, согласно Ветхому Завету,пророк Моисей получает на горе Синай от Бога готовый кодекс нравственного поведения - скрижали (каменные плиты) с заповедями (Декалог). В Новом Завете Богочеловек Иисус Христос лично обращается к народу с нравственными поучениями (Нагорная проповедь). В исламе пророк Мухаммед получает этические наставления через ангела Джебраила от самого Аллаха и передает ихправоверным и т. п. Для верующих людей мораль предстает как свод вечных и неизменных повелений или же таких императивов, изменения в которые может вносить только высшая божественная сила, т. е. как религиозная мораль. При таком понимании без и вне религии мораль появиться не может, и подлинная нравственность без религии не существует. Отсюда выводится и жесткая зависимость:
"много религии - много морали" либо, напротив, "мало религии - мало морали".
Как показывают исследования в области этики и ряда других наук, нравственные отношения коренятся в обществе, имеют собственный источник возникновения, развития исовершенствования, "произрастают" из гущи человеческих отношений, складываются между людьми в их социальной и личной жизни и отражают реальную практику человеческого общежития.
На заре человечества постепенно формирующаяся в обществе методом "проб и ошибок", в условиях постоянной борьбы за выживание система запретов, предписаний и обычаев стала реальной основой возникновения собственно нравственных норм, морали. Окончательная дифференциация сфер духовной жизни (нравственной, художественной, преднаучной, религиозной и пр.) произошла уже в классовом обществе. В условиях господства религиозного способа мышления многие эти сферы, в том числе и мораль, выступали в соответствующей форме.
Особенности религиозной Содержание религиозной морали задасоморали ется ответствующим религиозным сознанием, она имеет сложное строение, включает рад аспектов. Существенная особенность религиозной морали - "удвоение" нравственных обязанностей. Основные установки религиозной морали ориентируют человека на два объекта, на две группы ценностей: "земные" и "небесные", человеческие и сверхчеловеческие. При этом земные реалии человеческого существования, нравственные обязанности людей друг .перед другом и обществом оказываются подчинены задачам религиозного служения.
Библейское десятисловие (десять заповедей, открытых Моисею на горе Синай), например, состоит как бы из двух частей. Первые четыре заповеди касаются отношений человека с Богом. В них отстаиваются принципы единобожия, запрещается поклонение другим богам ("не делай себе кумиров", "не поклоняйся им") и "напрасное" ("всуе") произнесение имени Бога, указывается на необходимость соблюдениятакого ритуально-культового предписания, как почитание дня субботы,"чтобы святить его" (Исх. 20:8). Все эти обязанности поставлены в десятисловии на первое место, и лишь затем идут шесть остальных заповедей, нормирующих отношения между людьми. В религиозных системах морали нравственные.обязанности перед Богом считаются ве-
дущими, основными.

35. Категории «свобода совести», «свобода религии», «свобода церкви», «свобода в религии».

Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. Свобо́да вероиспове́дания — право исповедовать и практиковать любую религию. Исторически значение термина расширялось и в настоящее время свобода вероисповедания обычно понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения.

36. Особенности современной религиозной карты мира.

http://supercook.ru/religion/religion-13.html

 

 

37. Христианский экуменизм и его проблемы.

ЭКУМЕНИЗМ, экуменическое движение (от греч. ούκουμένη — обитаемая земля, вселенная) — движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений. Цель современного экуменизма — межконфессиональное общение, единение и сотрудничество для выработки совместных принципов и действий, “служение единству человечества”. Проблемы христианского единства связываются в движении с решением общечеловеческих проблем. Существуют противоречивые подходы к оценке экуменической деятельности (от принятия до резкого отрицания).

На экуменическом движении сказываются сложные, противоречивые процессы, происходящие в мире: всемирное развитие хозяйства и политическая напряженность, нивелировка и одновременно взаимное отчуждение отдельных культур, глобализация проблем, от которых зависит судьба человека и т. д. Все это отражается в религиозной жизни: с одной стороны, активизируются процессы обособления, дифференциации (появление новых религиозных направлений и национальных церквей), с другой — объединения, интеграции. В последнее время экуменизм все чаще рассматривается как способ поиска синтеза различных культур, в т. ч. религиозной и светской.

Экуменизм проявляется в различных формах. Прежде всего это движение за объединение христианских конфессий (1-й уровень), которое координирует Всемирный совет церквей (ВСЦ),

созданный в 1948 в результате слияния трех протестантских движений: “Вера и порядок”, “Жизнь и деятельность” и “Международный миссионерский совет”. В Совет вошли Русская Православная церковь, Грузинская Православная церковь, Армянская апостольская церковь и др. церкви и объединения. 2-й уровень — деятельность международных протестантских организаций (Всемирная лютеранская федерация, Всемирный баптистский союз и др.), а также взаимные контакты автокефальных православных церквей. 3-й уровень — деятельность религиозных объединений в масштабах региона, целого ряда стран (Всеафриканская конференция церквей и др.). 4-й уровень — деятельность религиозных объединений в масштабах одной страны, типа “национальных советов церквей” (напр., Национальный совет церквей Христа в США).

В экуменическую деятельность активно включился Ватикан. II Ватиканским собором (1962—65) был принят “Декрет об экуменизме”. Представители Ватикана присутствуют в качестве наблюдателей на многих форумах ВСЦ. Христианский экуменизм испытывает также на себе воздействие процессов интеграции и дифференциации, происходящих в нехристианских конфессиях (деятельность Всемирного братства буддистов, Всемирного исламского конгресса и др.).

Наиболее активную роль в экуменизме продолжает играть ВСЦ, членами которого в 1990-х гг. состояло свыше 300 религиозных объединений. Хотя внутри ВСЦ сохраняются определенные противоречия (различия в протестантских и православных традициях, внутрипротестантские разногласия, неодинаковые социально-политические ориентации), его руководство отстаивает свое понимание глобальных проблем и предлагаемых путей их решения. Оно сформулировано в программе ВСЦ “Справедливость, мир и целостность творения”, где представлен вариант глобальной этики, основанный на библейском понимании целостности сотворенного мира, аксиологической оценке его сегментов и ответственности за их состояние. Многие экуменические организации участвуют в различных акциях гуманистического характера, что, несомненно, способствует становлению нового “планетарного сознания”, сближению и взаимозависимости культур в современном мире.

 

38. Нетрадиционная религия, неорелигия, религии “Нового века”, секта, культ.

История религии показывает, что во все времена наряду с ортодоксальными религиями существовали ереси или не признаваемые официальной церковью культы. В этом смысле нетрадиционные религии и секты имеют древнюю историю, и отношение к ним со стороны церковных деятелей и религиозного сообщества — отдельная тема. Однако никогда ранее религиозное сознание не было так плюралистично, как в современную эпоху. Этому есть объяснение. Современное состояние общественного сознания, особенно в развитых странах, характеризуется, с одной стороны, высокой степенью свободы выбора, интеллектуализмом, с другой — скептицизмом, недоверием к сложившимся стереотипам, мучительным поиском новых духовных ориентиров.

Для «классической» секты характерны несколько важнейших признаков.

Наличие харизматического лидера, Учителя, чей авторитет безусловен, и не подлежит критическому переосмыслению.

Секта предполагает замкнутость, оппозиционность, а порой и агрессию по отношению к другим религиозным учениям.

Секта организована и структурирована, как правило, имеет жесткую иерархию, а крупные секты — центр и систему филиалов. Как правило, секта ведет активную, а порой и агрессивную политику вербовки и ставит перед собой социально-политические задачи.

Чаще всего секты возникают не как синтез нескольких религий, а как «подлинные продолжатели» какой-то одной, например, как подлинные последователи Христа

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) — одна из наиболее влиятельных неохристианских сект, история которой насчитывает уже около двух веков. И социоисторически, и идеологически секта имеет выраженные американские корни. Последователи секты признают ценность Ветхого и Нового Заветов, однако, по их мнению, эти тексты сильно искажены переписчиками и толкователями.

Свидетели Иеговы — весьма авторитетная межнациональная неохристианская организация, признающаяся большинством специалистов сектой. Центр организации находится в Бруклине (США). Правда, в США организация «Свидетели Иеговы» зарегистрирована не как религиозная, а как издательская, что не меняет существа дела. На сегодняшний день в мире насчитывается более семи миллионов членов секты. Пик популярности в США пришелся на начало 1970-х гг., но после «провала 1975 года», когда не сбылось очередное пророчество о конце света, число членов секты в США резко сократилось. В то же время заметно увеличилось число сторонников «Свидетелей Иеговы» за пределами США, в том числе на постсоветском пространстве. Проповедников и агитаторов секты постоянно можно встретить на улицах городов России, часто используется метод «хождения по домам» — признанный и приветствуемый руководством организации способ агитации.

Сайентология (саентология) — одна из наиболее влиятельных сект, признаваемая многими специалистами и организациями социально опасной. Последние десятилетия организация сайентологов постоянно оказывается в центре скандалов и судебных разбирательств, в ряде стран ее деятельность фактически под запретом. Создателем учения является американский миллионер Лафайет Рональд Хаббард — человек сложной и в значительной мере мифологизированной биографии. Скандальной известностью, например, пользуется его афоризм: « Хочешь заработать миллион долларов — создай свою религию». Факты его жизни противоречивы, многие из них (например, участие в войне, ранения и т.д.) ставятся под сомнение или опровергаются. Учение Хаббарда, созданное в середине ХХ в., — это смесь психотерапевтических методик и философии успеха, заметно «приправленной» восточными элементами. Терапевтическая практика сводится к так называемому «клирингу», очищению психики и памяти от «мешающих» ассоциаций. Методика подробно описана Хаббардом в книге «Дианетика» и представляет собой в основном эклектический набор известных в психотерапии приемов, хотя порой Хаббард предлагает действительно авторскую методику.

В обильной критической литературе теория и методика Хаббарда чаще всего объявляется лженаучной, с чем согласны не все специалисты. Многие психотерапевты с мировым именем, например, С. Гроф, предлагают отделять рациональные терапевтические элементы и агрессивную сектантскую деятельность «Церкви Сайентологии». Социально-философская концепция Хаббарда и особенно его последователей, действительно, весьма агрессивна и потенциально опасна.

В России пик активности секты пришелся на 90-е гг., когда практически во всех крупных городах действовали центры дианетики и сайентологии. Сейчас активность сайентологов значительно снизилась, их деятельность была осуждена РПЦ (Русской Православной Церковью), кроме того, сказалось большое число разоблачающих публикаций. Однако некоторые центры и сегодня продолжают полулегальное существование.

Сатанизм — весьма распространенное ныне название для самых разных оккультных течений. Строго говоря, единой секты сатанистов в мире не существует. Наиболее влиятельна «Церковь Сатаны», созданная в 1966 г. американским музыкантом Антоном Ла-Веем . Ла-Вей является и автором «Сатанинской Библии» — одной из наиболее авторитетных книг сатанистов. В то же время «Сатанинская Библия» («The Satanic Bible») — это скорее этико-философское эссе, не требующее веры и поклонения. В ней оспариваются христианские догматы, в частности, нравственная безупречность Бога, незыблемость Добра и Зла, требование любви ко всем, в том числе и ко врагам, бессмертие души и т.д. Эссе пронизано идеями сильной деятельной личности и выраженной установкой на ценность «здесь и сейчас», не связанной с абстрактными и ложными, по мнению автора, «вечными категориями». В книге чувствуется сильное влияние идей Ф. Ницше . Сам образ Сатаны не признается автором как реальное Божество, это скорее символ, знак приверженности определенной линии поведения. Ла-Вей использует «магические» символы и цифры, признавая, что реального смысла в них нет, это просто знаки, используемые «в пику» ортодоксальному христианству.

В этом смысле сатанизм, как ни странно для такого названия, не является по-настоящему экстремистским течением, и во многих странах (в США, в Великобритании и др.) фактически признается допустимой религией, оппозиционной христианству, но не представляющей социальной опасности.

Социальный экстремизм связан с относительно мелкими группами так называемых «псевдосатанистов», осуждаемых в том числе и «Церковью Сатаны». Негативный общественный фон создается не столько из-за реальных преступлений «сатанистов», сколько из-за отталкивающей атрибутики и вызывающей внешности сектантов.

Подобное, например, характерно для близкого к сатанизму, но не имеющего отношения к «Церкви Сатаны» молодежного движения «готы» , члены которого шокируют граждан подчеркнуто «сатанинским» видом, хотя реальные инциденты встречаются редко. Значительная часть юных «сатанистов» с возрастом отходит от секты, интегрируясь в социальную жизнь общества. Однако при этом нельзя сказать, что «сатанинские игры» совсем уж безопасны, по всему миру зафиксировано немало трагических случаев, связанных с членами сатанинских сект. Идеи сатанизма могут оказаться весьма опасными для еще не сформированной подростковой психики, а ведь подавляющее большинство членов сатанинских сект — подростки и юноши.

Церковь последнего завета (община Виссариона) — известная секта, весьма популярная у российской интеллигенции. По количеству членов (несколько тысяч человек) секта не может быть признана значительной, но она очень показательна для России последних десятилетий.

Учение Виссариона представляет собой довольно примитивную эклектику из христианства и буддизма (отсюда вера в переселение душ, фактическое признание кармы и т.д.). Принципиальным расхождением с христианской традицией является и допущение самоубийства. Практическая жизнь представляет собой высший аскетизм и следование Учителю. Питаются поселенцы только вегетарианской пищей. Однако, в отличие от вегетарианцев, им воспрещается потребление не только мяса и рыбы, но и молочных продуктов, сахара, меда, и даже хлеба из магазина. Фактически община живет натуральным хозяйством.

Конечно, число сект в современном мире огромно, и отношение к ним со стороны общества должно быть очень разным. В ряде случаев секты представляют собой вариации мировых религий, в принципе совместимые с признанными направлениями. Таковы, например, пятидесятники или адвентисты седьмого дня, фактически являющиеся разновидностями протестантизма. Их учение может быть предметом теологических споров, но в принципе современное сообщество к ним толерантно. Страшнее, когда харизматический лидер уводит членов секты из общественной жизни, заведомо манипулируя ими. Ярким примером такой секты является печально знаменитое «Белое братство», сломавшее жизни десяткам юношей и девушек. Кстати, один из основателей секты Юрий Кривоногов, получивший семь лет тюрьмы, выйдя на свободу, признал, что «Белое братство» было ошибкой, и что он понес заслуженное наказание. И уж совсем страшными могут быть социальные последствия от деятельности агрессивных религиозных фанатиков. Вопиющим примером является японская секта «Аум Сен Рике» (часто пишется как «Аум Синрике», что точнее), члены которой предпринимали массовое убийство людей, используя отравляющий газ. К подобным «религиозным» течениям у общества должно быть однозначно негативное отношение.

 

 

39. Свободомыслие и его основные формы.

Свободомы́слие (в отношении религии), вольноду́мство (устар.)[1] — течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины[2][3].

В устаревшем значении вольнодумство означает скептическое отношение к религиозным верованиям или к господствующим идеям.

Термин (англ. freethinking) вошёл в широкое употребление в XVIII веке после публикации трактата английского деиста Коллинза «Рассуждение о свободомыслии» (1713), означал свободомыслие в религии. В XIX веке концепции свободомыслия распространились в Европе и Северной Америке. В 1881 году в Великобритании был основан журнал The Freethinker.

В России термины «вольнодумство» и «фармазонство» (в значении «вольнодумство») появились во второй половине XVIII века; чаще всего имели в употреблении негативную коннотацию: означали также критическое отношение к существующему социально-политическому строю. Обычно связывались с именем и учением Вольтера (слова вольтерианство и вольнодумство употреблялись как равнозначащие), а также Дени Дидро и Д’Аламбера.

  • c 1880 существует «Всемирный союз свободомыслящих» (действует по сегодняшний день);
  • с 1952 — «Международный гуманистический и этический союз».

Интересные факты

  • Фиалка Виттрока или садовые анютины глазки считается символом свободомыслия[4].
  • Нередко свободомыслие представляют как некую универсальную религию или религиозность. С точки зрения идеализма свободомыслящими были — Иисус, Магомед, Будда и т. д.[источник не указан 150 дней]

40. Сущность атеизма.

Атеи́зм (др.-греч. ἄθεος — «отрицание богов»[1], «безбожие»[2]; от ἀ — «без» + θεός — «бог»[2][3][4]) в широком смысле — отрицание веры в существование богов[5]; в более узком — убеждение в том, что богов не существует[6]. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов[7][8][9][10]. Атеизм противоположен теизму[11][12], понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога[12][13]. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.[7][14][8] По отношению к религии атеизм — система взглядов, отрицающая религию как веру в сверхъестественное[15][16].

Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы)[17] и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий[17], в том числе религий откровения. Многие из тех, кто считает себя атеистами, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Большая часть атеистов является сторонниками светских философий, таких как гуманизм[18] и натурализм[19]. Не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам[20].

Термин «атеизм» появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией[21]. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, свободы мысли, научного скептицизма и критики религии этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения.

 

41. Секуляризация и ее причины.

Секуляризация (позднелат. saecularis - мирской, светский):

  • Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе масштабная секуляризация проводилась в XVI-XVII веках во время Реформации. В России в основном закончилась в XVIII веке.
  • Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).

Причины секуляризации в России были почти те же, что и в других странах Европы: огромное развитие беломестных (свободных от налога) церковных земель, тяжело отзывавшееся на народном и государственном хозяйстве, и вредное влияние этого развития на монастырские нравы. Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом еще до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населенную арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство», и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а все остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

Окончательную секуляризацию в России провели большевики. После Октябрьской революции декретом о земле 1917 были конфискованы все остававшиеся в собственности духовенства земли (около 3 млн десятин). 20 января (2 февраля) 1918 года церковь была отделена от государства.