Маркетинговые исследования как основа информационного обеспечения деятельности фирмы на международных рынках. Виды маркетинговых исследований и их характеристика.
Маркетинговые исследования (далее МИ) - систематический процесс сбора, анализа и использования достоверной информации для принятия соответствующих маркетинговых решений. Маркетинговая информация является основным источником для проведения исследования. МИ фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.
Основные виды маркетинговых исследований
/. По области применения
-исследование рынков сбыта;
-исследование рынков рабочей силы;
-исследование рынков материально-технических ресурсов;
-исследование финансового рынка и т.п.
По направлениям исследования
исследование рынка потребительских товаров; ,
исследование рынка инвестиционных ресурсов;
исследование рынка услуг и т.п.
Исследование товара
« исследование продвижения товара;
• исследование цен;
« исследование товародвижения;
исследование персонала;
исследование способности действовать в данных условиях.
По организации исследования
проводимое с привлечением сторонней организации
проводимое собственными силами.
В зависимости от того, на основе какой информ.базы проводится исследование, можно выделить кабинетное и полевое исследование.
При кабинетном исследовании исп. официальные печатные источники информации, дающие общее представление о: состоянии рыночной конъюнктуры и тенденциях развития отдельных рынков; проблемах состояния и развития национального и мирового товарных рынков, изменениях их емкости и т.п.; развитии отдельных отраслей производства; состоянии экономики отдельных стран; доступности рынка; торгово-политическом режиме отдельных стран;
статистическими данными по изучаемым вопросам.
Полевое исследование - наиболее сложный и дорогостоящий, но максимально эффективный, метод изучения рынка. Плюсы: дает возможность установить личные контакты с потребителем, осуществить закупку образцов товаров и т.п.
Метод позволяет также получать и обрабатывать первичную информацию и выяснить реальный рыночный спрос, требования потребителей к продукции фирмы. Также позволяет использовать результаты исследования при разработке для руководителя фирмы тактики поведения на рынке, включающей разработку ценовой политики, вопросов организации сбыта и т.п.
Можно также выделить некоторые другие виды маркетинговых исследований: метод пробных продаж, поддержание личных контактов и т.д.
Метод пробных продаж используется, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке и фирма не имеет времени на его всестороннее изучение, а также при реализации новых и редких для изучаемого рынка товаров.