Маркетинговые исследования как основа информационного обеспечения деятельности фирмы на международных рынках. Виды маркетинговых исследований и их характеристика.

Маркетинговые исследования (далее МИ) - систематический процесс сбора, анализа и использования достоверной информации для принятия соответствующих маркетинговых решений. Маркетинговая информация является основным источником для проведения исследования. МИ фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.

Основные виды маркетинговых исследований

/. По области применения

-исследование рынков сбыта;

-исследование рынков рабочей силы;

-исследование рынков материально-технических ресурсов;

-исследование финансового рынка и т.п.

По направлениям исследования

исследование рынка потребительских товаров; ,

исследование рынка инвестиционных ресурсов;

исследование рынка услуг и т.п.

Исследование товара

« исследование продвижения товара;

• исследование цен;

« исследование товародвижения;

исследование персонала;

исследование способности действовать в данных условиях.

По организации исследования

проводимое с привлечением сторонней организации

проводимое собственными силами.

В зависимости от того, на основе какой информ.базы проводится исследование, можно выделить кабинетное и полевое исследование.

При кабинетном исследовании исп. официальные печатные источники информации, дающие общее представление о: состоянии рыночной конъюнктуры и тенденциях развития отдельных рынков; проблемах состояния и развития национального и мирового товарных рынков, изменениях их емкости и т.п.; развитии отдельных отраслей производства; состоянии экономики отдельных стран; доступности рынка; торгово-политическом режиме отдельных стран;

статистическими данными по изучаемым вопросам.

Полевое исследование - наиболее сложный и дорогостоящий, но максимально эффективный, метод изучения рынка. Плюсы: дает возможность установить личные контакты с потребителем, осуществить закупку образцов товаров и т.п.

Метод позволяет также получать и обрабатывать первичную информацию и выяснить реальный рыночный спрос, требования потребителей к продукции фирмы. Также позволяет использовать результаты исследования при разработке для руководителя фирмы тактики поведения на рынке, включающей разработку ценовой политики, вопросов организации сбыта и т.п.

Можно также выделить некоторые другие виды маркетинговых исследований: метод пробных продаж, поддержание личных контактов и т.д.

Метод пробных продаж используется, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке и фирма не имеет времени на его всестороннее изучение, а также при реализации новых и редких для изучаемого рынка товаров.