ВОПРОС: международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее изучение.

Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, доброй воли всех заинтересованных лиц. Это составная часть международных отношений. Формы международного взаимодействия весьма разнообразны: - оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам; - заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью, прежде всего транснациональной; - исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам; - обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов; - обмен опытом правоохранительной работы; - оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров.

Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются ООН. Функция ООН как организатора борьбы с преступностью в мире заложена в Уставе: ООН поддерживает международный мир и безопасность, развивает дружественные отношения между государствами, осуществляет международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального и гуманитарного характера.

В составе Экономического и Социального Совета ООН в 1992 г. была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Она занимается: - разработкой проектов руководящих принципов предупреждения преступности и уголовного правосудия; - определяет планирование мероприятий ООН по борьбе с преступностью; - оказывает содействие институтам ООН. Немаловажны и усилия ООН по подготовке так называемых модельных соглашений. Например, типовой договор взаимной помощи в области уголовного правосудия; типовой договор о передаче уголовного судопроизводства; - типовой договор о выдаче….

ООН всемирная международная организация по поддер­жанию мира и безопасности. Соответственно, решаемые ею проблемы, включая и проблемы борьбы с преступностью, име­ют глобальный, стратегический характер. Более конкретные, тактические вопросы международного сотрудничества в этой сфере, как правило, компетенция международных организаций иного, чем ООН, уровня. Это, в частности: Организация Севе­роатлантического договора (НАТО), Совет Европы, Организа­ция по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); меж­дународные кредитные, валютно-финансовые и торговые орга­низации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. Европейский банк реконст­рукции и развития, Всемирная торговая организация); между­народные морские и авиационные организации (Междуна­родная морская организация, Международная организация морской спутниковой связи, Международная ассоциация воз­душного транспорта, Международный авиационный комитет); международные организации в области науки, культуры и здравоохранения (Организация объединенных наций по вопро­сам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); международные неправи­тельственные организации; международные конференции как временный коллективный орган субъектов международного права.

Степень причастности названных международных организа­ций непосредственно к проблемам международного сотрудни­чества в области борьбы с преступностью, конечно, неодинако­ва, и в этом сложном институционном механизме представляет­ся необходимым особо выделить деятельность Международной ассоциации уголовного права (МАУП) и Международного кри­минологического общества (МКО). Это — международные не­правительственные организации, отношения которых с ООН имеют категорию «В» (информационную и консультативную) и которые обладают большими возможностями по организации обмена опытом в области борьбы с преступностью (регулярно проводимые конгрессы, коллоквиумы, совещания, издание ин­формационных бюллетеней на нескольких языках и т. п.). Наша страна начиная с 1971 г. активно участвует в работе МАУП и МКО и представлена в руководящих органах этих ассоциаций.

Интерпо­л — Международной организацией уголовной полиции (МОУП), созданной 7 сентября 1923 г. В настоящее время чис­ло членов Интерпола составляет более 180. СССР был принят в эту организацию в 1990 г. Россия стала его правопреемницей. Основные цели Интерпола:

1) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (уч­реждений) криминальной полиции в рамках существующего за­конодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;

2) создавать и развивать институты, которые могут содейст­вовать успешному предупреждению уголовной преступности. Устав Интерпола не допускает вмешательства во внутренние дела стран-членов либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол — это не только организация уголовной полиции. К ее услугам обращаются и другие правоохранительные органы. Да и под криминальной полицией в настоящее время понима­ются функции, а не сама система органов.

Главные структурные звенья Интерпола — национальные центральные бюро Интерпола (НЦБ), которые одновременно являются подразделениями полиции стран — участниц Интер­пола.

Функции НЦБ:

1) обеспечение обмена официальной и конфиденциальной информацией по вопросам борьбы с транснациональной пре­ступностью между национальными полицейскими и другими

правоохранительными органами, Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола других стран;

2)организация через соответствующие национальные право­охранительные органы мероприятий по обнаружению лиц, предметов и документов, разыскиваемых государствами — уча­стниками Интерпола;

3)

 
направление в Генеральный секретариат и в государст­ва — члены Интерпола просьб и оповещений национальных правоохранительных органов о розыске лиц, предметов и доку­ментов, осуществлении наблюдения за подозреваемыми в пре­ступной деятельности, а также иной информации в целях пре­дупреждения и раскрытия преступлений;

4)формирование банка данных о лицах, фактах, предметах и документах на основании информации, полученной в процессе международного политического сотрудничества;

5)содействие (в пределах своей компетенции) реализации решений и рекомендаций Генеральной Ассамблеи и Генераль­ного секретариата Интерпола, подготовка аналитических доку­ментов по проблемам международного сотрудничества в облас­ти борьбы с преступностью.

Сегодня Интерпол, пожалуй, основной международный ор­ган, который ведет учет транснациональных преступлений и лиц, их совершивших.

Интерпол — главный координатор интернационального ро­зыска преступников. Именно он определяет стратегические на­правления деятельности полиции.

Помимо общемирового развития, международное сотрудни­чество предполагает образование и совершенствование регио­нальных структур. Именно поэтому Российская Федерация и Совет Европы разработали Совместную программу сотрудни­чества между Российской Федерацией и Советом Европы (1996 г.). Эта Программа включает в себя ряд позиций, связан­ных с проблемой обеспечения экономической безопасности на­шей страны, с вопросами борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка.

Ежегодно в России и в других странах проводятся междуна­родные конференции, семинары, совещания экспертов, где российские правовые проблемы рассматриваются не сами по себе, а в контексте общеевропейских проблем укрепления за­конности и правопорядка.