Восстание 1929-1931 гг. против насильственной коллективизации.
По официальным документам в период с 1929 по 1931 годы в Казахстане произошло 372 восстания крестьян, в которых участвовало примерно 80 тысяч человек. По секретным статистическим данным ОГПУ, которые были предоставлены 1 декабря 1931 году, всего в 1929 году было 54 восстания, в 1930 – 77, а, включая те, что произошли в 1931 году, всего таких восстаний было насчитано 372. Также статистика утверждает, что в 1929 году в восстаниях участвовало 351 человек в составе 31 группы, в 1930 году 85 групп и 1925 человек, в 1931 году бунтовало 3192 человек в 80 группах. За эти три года в восстаниях участвовало 5468 человек, против cоветской власти было совершено 460 попыток диверсий, против создания колхозов и совхозов, по официальным данным было совершено 127 попыток диверсий. Эти данные взяты из официальных источников. Но это неполные сведения. Официальная статистика умалчивает о свыше двух миллионов казахах, которые в период с 1929 года по 1931 годы умерли или были убиты по разным причинам, в результате голода, расстрелов, карательных операций и.т.п. На самом деле, численность восставших была гораздо больше, чем утверждается в официальной статистике. Значит, многие дела о подобных событиях умышленно замалчивались. Причина в том, что количество людей бунтовавших против советской власти было просто ошеломляющим. К тому же подобные внутренние противоречия могли значительно подпортить внешний «имидж» советского правительства. А советская власть, которая хотела внедрить идеи коммунизма по всему миру, понимала, что в первую очередь эту идею должен признать собственный народ. Именно поэтому, возникала нужда занижать количество восстаний против советской власти. Например, в декабре 1931 года Ф.И. Голощекин пишет Сталину: «Об усилении классовой борьбы говорит то, что за последние два года имело место 15 восстаний с участием 34000 человек, которые объединились в крупные банды. За два года было ликвидировано 1350 контрреволюционных группировок, арестовано 7500 человек…». Естественно, единственной причиной таких восстаний была политика советской власти. Недовольство крестьян вызвало принудительное объединение в колхозы, которое началось в 1929 году. В 1928 году Сталин подвел итоги новой экономической политики Ленина, начал первую пятилетку, тем самым приступил к реализации плановой экономики. А такие личности как Л.Д. Троцкий, которые были не согласны с подходами Сталина в этом вопросе, были смещены с политической арены.
Все началось еще в 1925 году, с декабрьского XIV съезда коммунистической партии, на котором с подачи Сталина было принято постановление о коллективизации в сельском хозяйстве. По их планам, властные полномочия должны быть сняты с лидеров общин, а земля должна была перейти к казахским крестьянам. Однако на деле все вышло иначе. Пламенные речи с трибун никак не соответствовали реальным делам. В сельском хозяйстве началась принудительная коллективизация. Именно поэтому тогдашняя интеллигенция во главе с Ахметом Байтурсыновым выступила против этой реформы. Но советская власть жестко наказывала своих противников. В государственную собственность забрали не только землю, но и весь народный скот. Люди, издревле занимавшиеся скотоводством, не желали так сразу расставаться со своим скотом. Живность просто забивали, чтобы даром не досталось государству, а некоторые наши земляки перекочевывали в соседние страны, чтобы остаться в живых. В результате, если в 1915 году в одной казахской семье было 26 голов скотины, в 1929 году приходилось уже всего 5. В период с 1928 по 1932 годы поголовье крупного рогатого скота с 6 миллионов 509 тысяч уменьшилось до 965тысяч, поголовье овец – с 18 миллионов 566 тысяч до 1 миллиона 386 тысяч. Количество лошадей сократилось с 3 миллионов 516 тысяч до 316 тысяч, а верблюдов – с 1 миллиона 42 тысяч до 63 тысяч. Таким образом, коллективизация советской власти превратилась на местах в разбой и насилье. В годы первой пятилетки (1928-1932) в аулах были ликвидированы частные хозяйства, вместо них появились колхозы и совхозы. В результате такой реформы социальное положение народа сравнялось. Эта реформа облегчила задачу по реализации советской идеологии и системы. Таким образом, все население было взято под контроль. Вообще, у казахов не было такого понятия как земельная собственность и феодализм. Жизнь крестьян в России и казахов была абсолютно разной. У русских было богатое сословие крестьян, именуемое кулаками. Несмотря на то, что в 1905 году кулаки составляли всего 10 процентов от количества всех крестьян, им принадлежало 35 процентов всех земель. Бедные крестьяне батрачили на кулаков. А у казахов все было совсем наоборот. Они в большинстве своем занимались скотоводством. Для выпаса скота в определенное время года выходили на летние пастбища. Частично занимались земледелием и торговлей. По обычаю казахов, земля считалась общим имуществом. Города и другие населенные местности по шариату имели права на земельную собственность. Степной народ землю использовал для выпаса скота и сенокоса. До переворота 1917 года в казахском обществе не было крупных землевладельцев. После того, как государство начало принудительно заставлять сеять хлопок и другие культуры, а у мелких землевладельцев начал расти долги, вскоре появились первые крупные землевладельцы. Это тоже было результатом политики советской власти. В 1929 году Сталин заявил, что в результате объединения в колхозы страна будет лидером по экспорту зерна. Но эти столь многообещающие слова в 1929-1931 годы стали причиной смерти от голода свыше двух миллионов казахов. Государство, которое завладело всеми ресурсами, заставило людей отказаться от посева зерна, принуждая к коллективизации. Те, кто были против режима, обвинялись в пособничестве буржуям, и как классовые враги попали под репрессии, многих расстреляли. У тех, кто не занимался хлопководством и не вступал в коллективное хозяйство, отбирали землю и скот. Государственные трактора давали тем, кто беспрекословно выполнял волю советской власти. 27 декабря 1929 года правительство решило уничтожить кулаков как класс. Но среди казахов кулаков не было, и под репрессии попали те, кто имел всего одну корову. В 1929 году по указу Сталина основным приоритетом стало развитие колхозов и совхозов. Представители коммунистической партии Казахстана неоднократно обращались в Москву с заявлениями о том, что республика еще не готова к коллективизации, но их обращения не были услышаны кремлевскими вождями. Cами руководители государства признавали ошибки коллективизации. В 1931 году Голощекин писал Сталину: – «Если смотреть на распространение этих движений в плане времени, то это не связано с ошибками в организационном процессе». Cодержание этого письма подтверждает, что люди из правительства делали все что хотели. «Коллективизация в казахских районах шла намного быстрее. Поскольку не было никаких условий, необходимых для коллективизации, никто не знал, как нужно проводить и организовывать эту работу». В 1929 году принудительно коллективизировано 7,4 процентов казахов. По директиве, которая поступила из Москвы 5 января 1930 года, коллективизацию в Казахстане нужно было закончить до весны 1932 года. В результате этих указаний в январе 1930 года началась усиленная коллективизация казахов. На 1 февраля 1930 года коллективизировано 53,3 процентов населения, в марте того же года – 42 процентов, в ноябре 1931 года – 62,2 процентов, а к 1932 году коллективизации подверглось 70 процентов населения. Для того чтобы в зимний период отбирать у народа скот и земли, Москва назначила на эту службусвоих ставленников, в республике функционировало 25 тысяч групп, ответственных за операцию. Народ, оставшийся без средств к существованию, был в отчаянии и ярости. Все это продолжалось до 1933 года. За это время погибли миллионы людей, из страны бежало несколько сотен тысяч людей.
return false">ссылка скрытаВсе восстания того периода возникали по причине коллективизации, явившейся одним из проявлений колониальной политики советской власти. Однако руководители государства пытались исказить основную причину этих восстаний. Как писал Голощекин Сталину: «Эти восстания явились по причине классовой и междоусобной борьбы, так как в казахских аулах богачи и старшины все еще представляют собой серьезную силу». Казахская интеллигенция пыталась организовать народ. О них Голощекин в газете «Енбекши казах» писал так: «в вопросе коллективизации казахов мы ведем борьбу с такими личностями как Алихан Букейханов, Каратилеуов и Жафар Султан Бек». Но у народа на этот счет было совершенно другое мнение. В ходе восстания в Каракуме, весной 1930 года, казахи выдвинули следующие требования:
1. Вернуть несправедливо отобранный в середине 1928 года скот;
2. Предоставить свободу вероисповедания. Вернуть мечети, не мешать религиозным обычаям;
3. Соблюдать декрет о прекращении конфискации имущества богатых, вышедший после раскулачивания крупных богачей;
4. Остановить принудительную коллективизацию. Это должно происходить на добровольной основе.
5. В казахской степи нужно прекратить разделения на классы. Нужно чтобы вопросы решались не комиссиями, а на общих собраниях аулов.
6. Налоги должны быть пропорциональными к имуществу крестьян. Те, кто не занимаются земледелием, не должны платить зерновые налоги.
В письме также критикуется указ о конфискации имущества богатых. Советская власть могла, кого угодно подвести под этот класс и конфисковать все его имущество. При выполнении указа не была определена граница, разделяющая богатых и средних крестьян. В письме «От граждан, собравшихся в Каракуме», опубликованной на страницах газеты «Енбекши казах» писали: «В газете «Енбекши казах» неоднократно писали о том, что больше не допускается конфискация имущества. Однако за последние годы начали конфисковать не только богатых, но средних крестьян. Многие попали в ссылку. В казахской степи нет таких богатых, поэтому просим брать налоги только с тех, у кого есть земля. Мы никогда не отказываемся от собственных государственных обязательств. И не выступаем против правительства. Просим дать человеческие условия для жизни».
На самом деле – требования по принудительной коллективизации, о свободе религии и.т.п. – не противоречат правам человека, все это были пожелания, возникшие на почве сопротивления советской колониальной политике. С теми, кто был против этой политики советская власти, беспощадно расправилась.