Расчет пути и времени обгона при постоянной скорости обгоняющего автомобиля
Путь обгона вычисляется по формуле:
Sоб1= D1 + D2 + S2+ L1 + L2 (41)
или
Sоб1 = а1 · tоб1, (42)
где Sоб1 - расстояние, необходимое для безопасного обгона (путь обгона) с постоянной скоростью, м;
D1 и D2 – дистанции безопасности между обгоняющим и обгоняемым автомобилями в начале и конце обгона, м;
L1 и L2 – габаритные длины обгоняющего и обгоняемого автомобилей, м;
S2 – путь обгоняемого автомобиля, м;
a1 – скорость обгоняющего автомобиля, м/с;
tоб1 – время обгона с постоянной скоростью, с.
Путь обгоняемого автомобиля вычисляется по формуле
S2 = а2tоб = , (43)
где а2 – скорость обгоняемого автомобиля, м/с.
Отсюда следует
Sоб1 = , (44)
а время обгона можно определить как
tоб1 = = . (45)
Первая дистанция безопасности может быть представлена в виде функции скорости обгоняющего автомобиля
D1= + 4,0, (46)
вторая – в виде функции скорости обгоняемого автомобиля
D2 = + 4,0, (47)
где aоб и bоб– эмпирические коэффициенты, зависящие от типа обгоняемого автомобиля.
Значения эмпирических коэффициентов приведены в табл.6.
Таблица 6 | |||
Значения коэффициентов aоб и bоб | |||
Автомобили | aоб | bоб | |
Легковые | 0,33 | 0,26 | |
Грузовые и автобусы среднего класса | 0,53 | 0,48 | |
Грузовые и автобусы большого класса, автопоезда | 0,76 | 0,67 | |
Вторая дистанция безопасности короче первой, так как водитель обгоняющего автомобиля стремится быстрее возвратиться на свою полосу движения и иногда «срезает угол». Кроме того, скорость va1 обгоняющего автомобиля больше скорости va2 обгоняемого, поэтому, если в момент завершения обгона дистанция между автомобилями и окажется короче допустимой, то она очень быстро увеличится.
Рис. 4. Схема обгона при равномерном движении автомобиля
Движение обоих автомобилей считаем равномерным (рис. 4), и соответствующие зависимости S=S(t) представляют собой прямые линии 1 и 2. В начале обгона расстояние между передними частями обгоняющего и обгоняемого автомобилей равно D1+ L2. Точка A пересечения прямых 1 и 2 характеризует момент обгона, в который оба автомобиля поравнялись (время tA), после чего обгоняющий автомобиль начинает выходить вперед. Чтобы определить минимально необходимые время и путь обгона, нужно найти на графике такие две точки В и С на линиях 1 и 2, расстояние между которыми по горизонтали было бы равно сумме D1+ L2. Тогда абсцисса точки В определит путь обгона, а ордината – время обгона.
Определяем минимальное расстояние Sсв1, которое должно быть свободным перед обгоняющим автомобилем в начале обгона
Sсв = Sоб1 , (48)
где а3 - скорость встречного автомобиля, м/с.
Скорость встречного автомобиля принимаем
= (0,1…0,2) . (49)
Пусть обгоняемый автомобиль ПАЗ 3205, его габаритная длина L1 = 6925 мм =6,9 м.
А обгоняющий автомобиль ГАЗ 322132 и его длина см. табл. 1. L2 = 5500 мм = 5,5 м.
= 50 км/ч = 13,89 м/с, а = 70 км/ч = 19,44 м/с.
D1 = 0,53 · + 4,0 = 204,3 м
D2 = 0,48 · 13,892 + 4,0 = 96,60 м
Sоб1 = · 19,44 = · 19,44 = 1097,4 м.
tоб1= = 56,45 м
S2 = 13,89 · 56,45 = 784,1 м.
= 1,1 19,44 = 21,4 м.
Sсв= 1097,4 = 2305,4 м.