Расчет пути и времени обгона при постоянной скорости обгоняющего автомобиля

Путь обгона вычисляется по формуле:

 

Sоб1= D1 + D2 + S2+ L1 + L2 (41)

 

или

 

Sоб1 = а1 · tоб1, (42)

 

 

где Sоб1 - расстояние, необходимое для безопасного обгона (путь обгона) с постоянной скоростью, м;

D1 и D2 – дистанции безопасности между обгоняющим и обгоняемым автомобилями в начале и конце обгона, м;

L1 и L2 – габаритные длины обгоняющего и обгоняемого автомобилей, м;

S2 – путь обгоняемого автомобиля, м;

a1 – скорость обгоняющего автомобиля, м/с;

tоб1 – время обгона с постоянной скоростью, с.

Путь обгоняемого автомобиля вычисляется по формуле

 

S2 = а2tоб = , (43)

 

где а2 – скорость обгоняемого автомобиля, м/с.

Отсюда следует

 

Sоб1 = , (44)

 

а время обгона можно определить как

 

tоб1 = = . (45)

Первая дистанция безопасности может быть представлена в виде функции скорости обгоняющего автомобиля

 

D1= + 4,0, (46)

 

вторая – в виде функции скорости обгоняемого автомобиля

 

D2 = + 4,0, (47)

 

где aоб и bоб– эмпирические коэффициенты, зависящие от типа обгоняемого автомобиля.

Значения эмпирических коэффициентов приведены в табл.6.

 

      Таблица 6
Значения коэффициентов aоб и bоб      
Автомобили aоб   bоб
       
Легковые 0,33   0,26
       
Грузовые и автобусы среднего класса 0,53   0,48
       
Грузовые и автобусы большого класса, автопоезда 0,76   0,67
       

 

Вторая дистанция безопасности короче первой, так как водитель обгоняющего автомобиля стремится быстрее возвратиться на свою полосу движения и иногда «срезает угол». Кроме того, скорость va1 обгоняющего автомобиля больше скорости va2 обгоняемого, поэтому, если в момент завершения обгона дистанция между автомобилями и окажется короче допустимой, то она очень быстро увеличится.

 

 

Рис. 4. Схема обгона при равномерном движении автомобиля

Движение обоих автомобилей считаем равномерным (рис. 4), и соответствующие зависимости S=S(t) представляют собой прямые линии 1 и 2. В начале обгона расстояние между передними частями обгоняющего и обгоняемого автомобилей равно D1+ L2. Точка A пересечения прямых 1 и 2 характеризует момент обгона, в который оба автомобиля поравнялись (время tA), после чего обгоняющий автомобиль начинает выходить вперед. Чтобы определить минимально необходимые время и путь обгона, нужно найти на графике такие две точки В и С на линиях 1 и 2, расстояние между которыми по горизонтали было бы равно сумме D1+ L2. Тогда абсцисса точки В определит путь обгона, а ордината – время обгона.

Определяем минимальное расстояние Sсв1, которое должно быть свободным перед обгоняющим автомобилем в начале обгона

 

Sсв = Sоб1 , (48)

 

где а3 - скорость встречного автомобиля, м/с.

Скорость встречного автомобиля принимаем

 

= (0,1…0,2) . (49)

 

Пусть обгоняемый автомобиль ПАЗ 3205, его габаритная длина L1 = 6925 мм =6,9 м.

А обгоняющий автомобиль ГАЗ 322132 и его длина см. табл. 1. L2 = 5500 мм = 5,5 м.

= 50 км/ч = 13,89 м/с, а = 70 км/ч = 19,44 м/с.

 

D1 = 0,53 · + 4,0 = 204,3 м

D2 = 0,48 · 13,892 + 4,0 = 96,60 м

 

Sоб1 = · 19,44 = · 19,44 = 1097,4 м.

 

tоб1= = 56,45 м

S2 = 13,89 · 56,45 = 784,1 м.

= 1,1 19,44 = 21,4 м.

Sсв= 1097,4 = 2305,4 м.