Панорама фактов

По-другому рассказать о расследовании можно, делая акцент не на дра­матизме «разведки и слежки», не на процессе поиска, а на его итогах, на том, что именно было обнаружено.

Расследование-панорама — это «мозаика фактов»

Автор складывает мозаику на глазах у читателя — производит сортиров­ку найденных фактов и сведений. Кроме того, он находит и демонстрирует читателю подтверждения собранным фактам (в документах, известных еще до начала поиска), обращается к ассоциациям, проводит параллели.

Задача: наглядно представить находки журналистского поиска;

не процесс расследования, а его очевидные результаты

Сопоставление поведения, поступков людей, их размышлений, зафикси­рованных в беседах с автором, проясненное и подкрепленное документами, — вот что отличает литературную форму «расследования-панорамы».

Сопоставляется поведение людей всхожих ситуациях. Сопоставляются версии собеседников. Порой несколько раз происходит смена угла зрения. Автор на глазах у читателя разбирается в груде собранных фактов, «сорти­рует» их, «раскладывает по полочкам».

Обнаруживая и показывая связь между отдельными фактами, журналист создает и предлагает читателю некий каркас, систему координат, пытаясь сделать читателя соучастником не только поиска, но и размышлений (и ав­тора, и авторитетных лиц, которых он привлек к расследованию). Как и пер­вому варианту — расследованию-репортажу, этой литературной форме так­же свойственна некая «открытость» концовки, незавершенность выводов, характерное репортерское «недоговаривание». На первом плане — нагляд­ность, «самоочевидность», достоверность предъявленных фактов.