Административная ответственность за земельные правонарушения

 

В земельном праве, как и в других отраслях российского права, значительное место должно отводиться защите прав землеобладателей, рассмотрению земельных споров и применению различных форм и видов юридической ответственности, без возможности привлечения к которой право перестает быть таковым и становится некатегоричным, неэффективным, не воздействующим специфическими методами на общественные отношения. От иных социальных норм право отличается тем, что на выходе, на финише правового механизма должна присутствовать возможность воздействия отрицательным образом на правонарушителей.

В российском законодательстве различаются:

административные правонарушения - административные проступки, например складирование тары вблизи строений с нарушением правил землепользования, экологической, пожарной и иной безопасности; потрава посевов;

общественно опасные правонарушения, предусмотренные в Уголовном кодексе России, называются преступлениями - за них назначается уголовное наказание;

дисциплинарные правонарушения - дисциплинарные проступки, например, пахота не поперек, а вдоль склона; неосторожное повреждение мелиоративных систем, сельскохозяйственной техники;

гражданские правонарушения - деликты: причинение имущественного вреда, убытков.

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., вступившему в действие с 1 июля 2002 г., административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру и большей тяжести не являются общественно опасными и не влекут за собой в соответствии с действующим уголовным законодательством (УК) уголовной ответственности.

Среди предусмотренных в КоАП РФ правонарушений предусматриваются различные виды правонарушений в области охраны и использования земли, за которые установлена административная ответственность. На первом месте находятся правонарушения в области охраны собственности на земельные участки: ст. 7.1-7.11 КоАП РФ.

Поскольку земля является не только объектом имущественного оборота, предметом гражданских отношений, но и частью природы, важнейшим элементом окружающей природной среды, то посягательство на соблюдение правил землепользования и иных требований природопользования включается в группу экологических правонарушений: ст. 8.1-8.15; 8.24-8.33, 8.35, 8.39-8.41 КоАП РФ.

Ряд земельных правонарушений находится в других главах КоАП РФ, например об административных правонарушениях в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и др. - ст. 9.2-9.4; 10.1, 10.4,10.5, 10.9-10.12; 11.6, 11.12, 11.21, 11.22 КоАП РФ.

Особенно часты нарушения правил и процедур фиксирования административных правонарушений, составления и оценки соответствующих протоколов, являющихся основаниями для привлечения к административной, иным видам ответственности в области использования и охраны земель.

Своеобразной формой административной ответственности является возможность предусмотренных в ст. 80 ФЗ об охране окружающей среды требований об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Ежегодно прокурорами выявляется несколько сот тысяч правонарушений в экологической сфере, в том числе десяток тысяч незаконных правовых актов, на которые приносятся протесты, 80 процентов которых удовлетворяется.