Деловая переписка.
1. Как пишется дата при отправке письма в Европу:
а) месяц, день, год,
б) день, месяц, год.
2. То же - при отправке письма в США.
а) месяц, день, год,
б) день, месяц, год.
3. Приняты ли в международной переписке сокращения написания дат типа 21.03.1996?
4. Где ставится исходящий номер на бланках при отправке письма за рубеж?
5. Какая дата (написания или отправления) ставится на письме?
а) написания;
б) отправления.
6. Сколько интервалов отступают при печатании с красной строки?
7. Допускается ли перенос слов в тексте, предназначенном для отправки за рубеж?
8. Где проставляется наименование адресата, адрес и обращение?
9. Какими словами принято начинать письменное обращение?
10. В каких случаях при обращении к зарубежному партнеру можно указывать фамилию без имени и инициалов?
11. Какой максимальный объем письма принят для коммерческих предложений?
12. Какова стандартная концовка делового письма?
13. Какие слова в письме за рубеж пишутся с заглавной буквы?
14. В каком порядке подписывается конверт для зарубежного письма?
15. Обязательно ли посылать перевод Вашего письма на язык зарубежного партнера?
а) да;
б) нет;
в) желательно.
16. Должностное лицо посылает поздравление в другую фирму. Кому оно должно адресовываться?
17. Можно ли использовать визитную карточку для поздравления? Если да, то как; если нет, то почему?
18. Означает ли отсутствие ответа в срок, что просто не готовы ответить?
19. Вы пишете деловому партнеру впервые. С чего Вы должны начать Ваше деловое предложение?
20. Если Ваше письмо содержит более одной страницы, нужны ли какие-либо указания на это?
21. Как необходимо складывать листы с текстом письма: текстом внутрь или наружу? Какие письма не рекомендуется сгибать?
Проверьте свои знания:
3. При отправке письма в Европу дата пишется так: день, месяц, год. Например: 21 марта 1996.
4. Письмо в США датируется следующим образом: название месяца, число, год. Например: May 3, 1996.
5. В международной переписке не приняты сокращения в написании дат. Название месяца пишется словом.
6. Исходящие номера корреспонденции за рубежом писать не принято. Поэтому исходящий номер ставится только на копии письма, остающейся у Вас.
7. На письме ставится дата его отправления, а не написания.
8. При печатании с красной строки отступают 5 интервалов.
9. За рубежом не принято делать переносов слов в тексте.
10. Наименование организации, фамилия адресата и адрес печатаются в левом верхнем углу листа, немного ниже даты. Еще ниже на этой же стороне листа пишут обращение.
11. По-русски обращение должно начинаться словами «Уважаемый...» или «Дорогой»... По-английски — Dear Mr. (Mrs.), если адресат мужчина (женщина).
12. При обращении к зарубежному партнеру фамилия без инициалов пишется только в том случае, если перед фамилией указаны ученая степень и (или) ученое звание.
13. Принято, что деловое предложение, напечатанное через 1,5 - 2 интервала, должно укладываться в 1 - 1,5 страницы формата А4.
14. Традиционно деловые письма заканчиваются словами благодарности за сотрудничество и надежды на его продолжение. И затем перед Вашей подписью — «С уважением...», «Искренне Ваш...».
15. С заглавной буквы кроме собственных имен пишутся имена прилагательные, обозначающие национальную принадлежность (English, Russian); слова в названиях фирм; полные и сокращенные названия месяцев и дней недели; названия должностей; сокращения названий городов, государств, улиц, дорог; названия торговых марок и товаров.
16. Сначала пишут «кому», а затем — «куда»: фамилия адресата (инициалы пишут перед фамилией) с обращением Mr. (мистер) или Mrs. (миссис).
17. Желательно посылать письма на двух языках — родном и языке партнера. Это позволит избежать ошибок, связанных с языковыми особенностями.
18. Поздравление следует адресовать лицу, равной с поздравителем должности.
return false">ссылка скрыта19. Визитную карточку можно использовать для поздравлений, рекомендаций, соболезнований и т.д.
20. Отсутствие ответа в срок воспринимается однозначно: не ответивший — невоспитанный человек. Принято отвечать в любом случае, даже если ответить по существу нечего. В этом случае приносят извинения, что не в состоянии ответить на поставленный вопрос.
21. Если Вы пишете партнеру впервые, необходимо представить свою фирму, ее цели и задачи, виды деятельности и интересы. Еще лучше приложить буклет с подробной информацией о фирме. Его текст желателен на языке адресата либо на английском языке.
22. Если письмо содержит более одной страницы, то в конце каждой (исключая последнюю) пишется «продолжение следует». Страницы (начиная со второй) нумеруются арабскими цифрами.
23. Листы письма складываются текстом внутрь. Наиболее важные деловые письма желательно не сгибать, отправляя в больших плотных конвертах. Менее официальные можно складывать пополам и даже вчетверо.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебн. пособие. –Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 328 с.
2. Бакирова Г.Х. Психологические аспекты делового общения. – Спб., 1997.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.,1992.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.
5. Бодалев А.А. Психология межличностного познания. – М., 1981.
6. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. – Ростов – на - Дону, 2005.
7. Виткин Дж. Мужчина и стресс. – СПб., 1996.
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация. – М., 1995.
9. Власова Н. “… и проснешься боссом”. В 3-х томах. – Новосибирск, 1996.
10. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1994.
11. Герчикова И. Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. Учеб. пособие. М., 2002.
12. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. - М., 1992.
13. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2 – х т.т. СПб. –М., 2001.
14. Джеймс Д. Жало критики. – СПб., 1997.
15. Егоршин А. Этика деловых отношений. Учебник. Изд – во «Нимб», 2005.
16. Зазыкин А.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. - М., 1992.
17. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. – М., 1997.
18. Зиверт Х. Тестирование личности. – М., 1998.
19. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений. Учебник. М., 2002.
20. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. – М., 1993.
21. Корнелиус Х., Фейри М. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликт. – М.,1992.
22. Краль Л., Михайлова Е. Человек - оркестр. Микроструктура общения. – М., 1993.
23. Крегер О. Типы людей и бизнес. – М., 1995.
24. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990.
25. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2002.
26. Кузина Ф. А. Культура делового общения. Практическое пособие. М: ОСЬ 89, 2005. – 320 с.
27. Курс практической психологии. – Ижевск, 1996.
28. Лабужская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1995.
29. Лебедева М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993.
30. Леви В. Искусство быть другим. – М., 1993.
31. Литвак М. Если хочешь быть счастливым. – М., 1996.
32. Немов Р. Психология. В 3-х томах. – М., 1995.
33. О деловой этике и этикете. – М., 1994.
34. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Типы поведения в конфликте. Психология работы с людьми. – К., 1998.
35. Паркинсон С. Законы Паркинсона. – М., 1989.
36. Петрунин Ю.Ю. Борисов В. К. Этика бизнеса. М.,2000
37. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1994.
38. Потапенко Т.М. 100 тестов для руководителей. – Киев, 1990. – Ч. I – II.
39. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. – М., 1997.
40. Психология и этика делового общения. Учебник. / Под ред. Лавриненко В.Н. – М., 1997.
41. Соснин В. Лунев П. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М., 1993.
42. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – М., 1995.
43. Фадеева Е.И. Лабиринты общения. Уч. – метод. пособие – М., 2003.
44. Фадеева Е.И. Социология и психология в управлении персоналом. – М., 2001.
45. Фадеева Е.И. Тайны имиджа. – М., 2002.
46. Фишер Р. Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1992.
47. Швальбе Б. и Х. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. – М., 1993.
48. Шепель В. М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. – М., 1994.
49. Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М..2000.
50. Шредер Г. Руководить сообразно ситуации. – М., 1994.
51. Шувалов В. И. Социальная психология менеджмента. – М., 1997.
52. Эрнст О. Слово представлено Вам. – М., 1988.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Этика деловых отношений: сущность, принципы, функции………3
Тема 2. Вербальная культура делового общения…………………………....7
Тема 3. Невербальные средства общения в процессе деловых отношений………………………………………………………….………….13
Тема 4. Деловая беседа и подготовка к ней………………………………....25
Тема 5. Деловые встречи и переговоры……………………………….…….31
Тема 6. Этика взаимоотношений в коллективе……………………..………44
Тема 7. Проведение служебного совещания………………………………..48
Тема 8. Этикет делового общения………..………………………………….53
Тема 9. Правила деловой переписки и телефонных переговоров……..…..64
Практикум…………………………………………………………………......76Список литературы………………………………………………………….110