Кто такой антихрист?

Антихрист — это противник Христу, который будет стараться истребить христианство, но вместо этого сам погибнет ужасным образом (см. 2 Фес. 2, 8).

Святитель Кирилл Иерусалимский так говорит об антихристе:

«Истинный Христос, Единородный Сын Божий, не от земли уже придет. Если кто c ложными видениями явится в пустыне, ты не выходи. Если скажут: “вот, здесь Христос”, или: “вот, там” (Мк. 13, 21), ты не верь. Вниз и на землю не смотри уже: ибо Владыка сойдет с небес, не один, как прежде, но в сопровождении многих мириад Ангелов; не тайно, как дождь на руно, а открыто осветит, как молния. Ибо сам Он сказал: “как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого” (Мф. 24, 27). Также: “и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною” и прочее (Мф. 30–31).

Впрочем, как прежде до Его вочеловечения, когда ожидали, что Бог родится от Девы, диавол злонамеренно исказил истину cию посредством баснословного у идолопоклонников учения, что ложные боги рождают и рождаются от жен, чтобы когда принят будет, как думал он, обман, не поверили и истине: так и пред Вторым Пришествием истинного Христа противник, обратив в пользу свою ожидание простых людей, и особенно обрезанных, явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитит себе власть над Римским царством, ложно назовет себя Христом и наименованием Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Месcию, а язычников обманывать мнимыми волхвованиями.

А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства и приблизится скончание мира. Восстанут десять вместе Римских царей и в различных, может быть, местах, но в одно и то же время царствовать будут. После них одиннадцатый восстанет антихрист и восхитит власть над Римским царством посредством злого волшебного искусства. Трех из них, которые воцарятся прежде его, он низвергнет, семь остальных имея в своей власти. Сперва он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомыслиe и человеколюбие; и обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет всех бывших до него неправедных и нечестивых человеков; против всех, и особенно против нас, христиан, будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающиеся. В продолжение трех лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того потреблен будет при втором славном Пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса, истинного Христа, Который, убив антихриста “духом уст Своих” (2 Фес. 2, 8), предаст его огню геенскому.

Сему научаем мы не от своего вымысла, но узнавши из Божественного, в церкви читаемого Писания, и особенно из недавно чтенного пророчества Даниилова; как-то Гавриил Архангел изъяснил оное, так говоря: “зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее” (Дан. 7, 23). Церковные толковники полагают, что cиe царство есть Римское. Первое знаменитое царство Ассирийское, второе Мидийское вместе с Персидским, пocле них третье Македонское; а четвертое царство — ныне стоящее Римское. Далее, по порядку изъясняя, Гавриил говорит: “десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних” (Дан. 7, 24), — говорит он, не только десять, но и всех, прежде его бывших. “И уничижит трех царей”, которые, очевидно, из числа десяти оных. Трех из сих десяти свергнувши, без сомнения сам восьмой воцарится. “И против Всевышнего, — говорит далее, — будет произносить слова” (Дан. 7, 25) человек богохульник и законопреступник, который получит царство не от предков, но похитит власть посредством волхвования.

Кто же это такой, и какою будет действовать силою, изъясни нам, Павел! “Которого, — говорит он, — пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” (2 Фес. 2, 9). Сим означает, что сатана употребит его орудием, действуя в нем сам собою. Ибо зная, что не будет уже ему прощение на суде, откроет явную брань нe чрез служителей своих, как обыкновенно, но сам собою, “со всякою силою и знамениями и чудесами ложными”. Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозирающих, тогда как не было исцеления.

И еще говорит Павел: “противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею” (2 Фес. 2, 4). “Так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога”, то есть, идолов будет ненавидеть антихрист. “Так что в храме Божием сядет он”. В какой же церкви? В разрушенном храме иудейском, а не в том, в котором мы теперь находимся. Почему cиe мы говорим? Да не подумает о нас кто-либо, что мы льстим себе. Если он придет к иудеям под именем Христа и захочет, чтобы иудеи поклонялись ему, то, чтобы больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном. А придет антихрист тогда, когда в храме иудейском не останутся камень на камне, по изречению Спасителя; когда или сам падет он от ветхости, или разрушен будет с тою целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому разметаны будут все камни. Не говорю я о внешней окружности храма, но о храме внутреннем, в котором были херувимы. Тогда придет антихрист со всеми чудесами и знамениями ложными; вооружится против всех идолов, сперва лицемерно являть будет человеколюбие, а после окажет жестокости, и особенно против святых Божиих. Ибо говорит Даниил: “Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их” (Дан. 7, 21). И еще в другом месте: “и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени” (Дан. 12, 1). Страшен зверь, велик дракон, непобедим людьми, готовый поглощать; много надобно будет говорить нам о нем из Божественного Писания; теперь, по краткости времени, довольно и сего.

Посему, зная великую силу противника, и дая совет благочестивым, говорит Господь: “тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы” (Мф. 24, 16). Если же кто чувствует в себе силы великие, так что может противиться сатане, тот пусть противостанет ему (ибо не отчаиваюсь я в силах Церкви) и пусть скажет: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?” (Рим. 8, 35). Если мы слабые, то будем хранить себя; если же надеемся на себя, то противостанем. “Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет” (Мф. 24, 21). Но благодарение Богу, Который уменьшит величину скорби краткостью времени. Ибо Он говорит: “ради избранных сократятся те дни” (Мф. 24, 22). Царствовать будет антихрист только три года с половиною. Мы говорим cиe, заимствуя не из книг, коих богодухновенность неизвестна, но из Даниила. Он говорит: “они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени” (Дан. 7, 25). Под временем разумеется один год, в который он явится и усилится; под временами — следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте то же говорит Даниил: “клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени” (Дан. 12, 7). Некоторые в том же смысле принимают и следующие слова: “тысяча двести девяносто дней” (Дан. 12, 11); и сии: “Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней” (Дан. 12, 12). Посему надобно скрываться и убегать. Ибо, может быть, “не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий” (Мф. 10, 23).

return false">ссылка скрыта

Кто же тот блаженный человек, который из 6лагочестия будет мучиться тогда за Христа? Ибо тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе с самим сатаною будут вести войну; и прежде воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других, что они воскрешают мертвых, не являли призраков знамений и чудес; а здесь будет действовать и страх, и обольщение, “чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Мф. 24, 24). Да не придет тогда на сердце чье-либо мысль: более ли сотворил Христос? Какою же силою действует он? Если бы Бог не хотел сего, то бы и не попустил ему. Апостол предостерегает тебя от сего, и говорит: “И за сие пошлет им Бог действие заблуждения” (2 Фес. 2, 11). “Пошлет” — значит то же, что и попустит быть, не для того, чтобы сим они оправдались, но чтобы осуждены были. Почему? “Не веровавшие истине, — то есть, истинному Христу, — но возлюбившие неправду”(2 Фес. 2, 12) — то есть, в антихристе. Попустит же быть сему Бог во время гонения не потому, что не возможет воспрепятствовать, но для того, чтобы за терпение, как обыкновенно бывает, увенчать Своих подвижников, подобно пророкам Его и апостолам, чтобы они за кратковременные страдания наследовали вечное Царство Небесное, как говорит Даниил: “но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге” (Дан. 12, 1); явно, что в книге жизни: “И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление” (Дан. 12, 2). “И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда” (Дан. 12, 3).

Посему укрепляй себя, человек! Известны тебе признаки пришествия антихристова. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовью. Если имеешь сына по плоти, и его вразуми. И если породил кого посредством наставления в истинах веpы, и его предостереги, чтобы не принять ему лжи вместо истины. “Ибо тайна беззакония уже в действии” (2 Фес. 2, 7). Устрашают меня брани народные, устрашают раздоры церковные, устрашает ненависть брата к брату. Пусть будет так только сказано; не дай Боже, чтобы это случилась при нас. Однако же должны мы быть осторожными. И сего довольно об антихристе» (27).