Дефекты речи

К расстройствам речи относят также дефектыречи (от лат. de-fectus — отпадение, убывание, недостаток). Часть из них связана с голосообразованием.

Алалия (от греч. а — отрицательная частица и lalia — говорю) — нейропсихологический симптом, который характеризуется отсутствием или недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Вызвана повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в ранний (доречевой) период жизни. Алалия может быть также связана с олигофренией (органическими нарушениями). Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимает обращенную к нему речь, и сенсорную алалию, когда он не понимает обращенную к нему речь, хотя и обладает определённой речевой активностью.

Дисфония, или афония (от греч. а — отрицательная частица и phone — звук) — отсутствие фонации из-за нарушений голосового аппарата. При дисфонии отсутствует звучный голос, но сохраняется шёпотная речь. Дисфония возникает в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах). Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у преподавателей, а также при внезапных сильных волнениях и при истерии. Ринолалия (гнусавость) — нарушение тембра голоса и


звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, при ринолалии человек говорит как бы «в нос».

Ко второй группе дефектов речи относятся нарушения темпоритми-ческой организации высказываний.

Заикание (или логоневроз) — нарушение темпоритмической организации устной речи. Речь заикающегося человека становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникает судорогоподобное напряжение мышц лица и речевого аппарата. Это, естественно, приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Заикание проявляется в двух формах — заикание развития и реактивное заикание.

Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребёнок ещё плохо говорит, не перешёл к развёрнутой фразовой речи и имеет немало дефектов артикуляции. Если малыша в это время учат трудным словам и конструкциям, то он может начать заикаться. В основе такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых областей мозга ребёнка.

Реактивное заикание развивается как реакция на какое-то сильное воздействие. Оно бывает чаще всего следствием испуга, психической травмы (например, тяжёлые конфликты в семье) или длительных истощающих болезней. Нарушение регуляторных механизмов речи может быть также вызвано конституциональной нервностью или вегетативной дисфункцией. К изменениям несудорожного характера относятся бра-дилалия и тахилалия. Брадилалия — патологическое замедление темпа речи, проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Тахилалия — патологическое ускорение темпа речи, проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.

К нарушениям звукопроизносительной организации относятся дизартрия — расстройство артикуляции, нечленораздельная речь и дис-лалия (косноязычие) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Чаще всего встречаются дефекты в произношении звуков [р] и \р'\. Несколько реже затруднено произнесение звуков [с], [з], [ц] (свистящих), [ш], [ж], [ч], [щ] (шипящих).

К нарушениям слуха относится тугоухость. Даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке речи. Если же ребёнок страдает значительной потерей слуха, его речь совсем не будет развиваться.


Исследованием дефектов речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления занимается логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание) — отрасль специальной педагогики, которая, однако, использует данные, полученные в нейролингвистике и психолингвистике.

8. Язык глухонемых

В рамках нейролингвистики и анализа патологии речевой деятельности проводились также исследования по языку немых, глухонемых и слепоглухонемых. Немота — это полное отсутствие речи, глухонемота — отсутствие речи и слуха. Слепоглухонемота представляет собой выпадение зрительной и слуховой функции и нарушение на этой основе речи. При наличии слепоглухоты в раннем детстве происходит нарушение речевого общения с людьми и, как следствие, задержка в умственном развитии. Без специального обучения не усваивается ни человеческая речь, ни правила поведения в обществе.

При специально организованном обучении первоначальными сред
ствами общения с немыми, глухонемыми и со слепоглухонемыми явля
ются жесты, которые обозначают предметы и действия. ;

Жестовый язык характеризуется использованием элементов пантомимики как действий, выполняемых руками и сопровождаемых мимикой. Для жестового языка глухонемых характерен такой семантический синтаксис, в котором отсутствует жёсткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в жестовом языке в большинстве случаев отсутствуют. Нередко названия действия и орудия действия (28) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемыми в русском языке однокоренными словами (29); в ряде случаев отсутствует обозначение действия и предмета, на который направлено действие (30), действия и предмета, обозначающего место действия (31). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с её высокой ситуативностью.

Языки глухонемых различаются по регионам. Наиболее подробно исследован американский язык глухонемых (ASL — American Sign Language).

(28) топор, рубить

(29) чистый — чистить — чисто; храбрец — храбрый

(30) доить — молоко


184
185

(31) мыться — баня

В дальнейшем на этой основе формируется также дактильная форма речи, когда жесты заменяются словами; которые сообщаются при помощи прикосновений руки. Впоследствии словесная дактильная речь может полностью заменять жестовую форму общения. С помощью дак-тильной речи возможна транслитерация (побуквенное обозначение) любых слов любого языка.

Особенностями восприятия устной речи глухими является ориентация на зрительное восприятие, когда произносимые собеседником слова распознаются по движениям губ (lips reading). В норме это дополняет слуховое восприятие речи, когда оно чем-либо затруднено (шум, недостаточная громкость речи, невнятность произношения). Глухим и слабослышащим чтение с губ в известной степени возмещает возможность или ограниченную возможность слухового восприятия речи. Восприятие же письменной речи слепыми основано на тактильном восприятии рельефных знаков подушечками пальцев — так Называемый рельефный шрифт Брайля.

В рамках патопсихолингвистики можно также говорить о речевых нарушениях при умственной отсталости — олигофрении. Для детей с ранними органическими нарушениями характерно недоразвитие или отсутствие речи.

Психолингвистика может помочь и реально помогает в лечении нарушений речи при некоторых заболеваниях.

return false">ссылка скрыта