Бизнес–процессы розничного магазина

Значительная часть сложностей, с которыми сталкиваются руководители магазинов, состоит в невозможности увеличить оборот из–за неспособности персонала соответствовать фирменным стандартам и обеспечить необходимую скорость работы. Каждому знакома ситуация «мышиной возни» в торговом зале, при которой значительная часть времени тратится на поиск нужного товара, на то, чтобы отметить его уход в накладной, на выяснение штрихкода или внутреннего j артикула товарной единицы. Особенно эти проблемы актуальны для небольших региональных магазинов, в которых теснота из–за образующихся очередей усугубляется размерами помещения и его неудобной конфигурацией. Проходимость розничной точки из–за очередей может снизиться едва ли не вдвое. Решение подобной проблемы состоит в описании бизнес – процессов розничной точки и создании системы контроля за персоналом, сочетающей в себе системность, контролируемость и максимальную технологизацию. Верное описание бизнес–процессов ведет к улучшению организационной структуры розничной точки (сети) и системы должностных инструкций.

Основным современным подходом к розничному магазину является определение магазина как совокупности бизнес–процессов. Подобный подход позволил увеличить управляемость розницы, снизить сроки об­служивания клиентов в несколько раз, удовлетворить потребности посетителей магазинов и сетей. В данный момент основное направление развития бизнес–процессов заключается в максимальном совмещении функций нескольких должностей в одной точке с целью сокращения персонала и увеличения скорости обслуживания клиентов.

Основные бизнес–процессы розничной торговой точки:

– управление ассортиментом;

– складирование;

– обеспечение процесса выбора и оплаты товара в торговом зале;

– процесс финансового управления;

– процесс управления персоналом;

– обеспечение безопасности;

обеспечение дополнительных услуг.

Основные направления развития бизнес – процессов:

– ускорение процессов (например, исключение процесса взвеши­вания товара в торговом зале, объединение процесса взвешивания и сканирования штрихкода; введение сканеров для покупателей, позволяющих самостоятельно сканировать цену товара и отправлять эту информацию на кассу);

– уменьшение количества точек передачи ответственности (напри­мер, управление магазином и складом как единым целым, без передачи ответственности за товар);

– уменьшение количества прямых подчиненных руководителю розничной точки или сети (в идеале руководитель даже крупного магазина общается с тремя сотрудниками – директором по закупкам, главным бухгалтером, менеджером торгового зала).

Верное описание бизнес – процессов значительно облегчает автома­тизацию торговой точки, а также внедрение (обучение персонала использованию) программного обеспечения. Однако бизнес – процессирование зачастую приводит к изменению системы мотивации персонала, необходимости уделять большее внимание подготовке сотруд­ников, командообразованию и корпоративной культуре.