ЛЕНТА НАШЛА «ХОДОВОЙ ТОВАР» В ВИДЕ ЗЕМЛИ ОКОЛО СВОИХ МАГАЗИНОВ

Сеть гипермаркетов «Лента» решила развивать непрофильное направление. Компания будет сдавать и продавать участки, расположенные рядом со своими новыми комплексами. По мнению генерального директора «Ленты» Олега Жеребцова, продажа земли станет прибыльным бизнесом: гипермаркеты привлекают несколько тысяч покупателей ежедневно, и такой поток должен быть интересен другим продавцам. Эксперты полагают, что соседями «Ленты» станут другие розничные торговцы.

Как заявил господин Жеребцов, «Лента» сдаст в аренду или продаст 4 га земли, расположенных рядом с новым магазином на Таллиннском шоссе. «Мы подготовили этот участок и теперь готовы передать его компаниям, которые не являются нашими конкурентами», – заявил он. Помимо этого участка у компании есть еще 7,5 выкупленных га на Петергофском шоссе и 8 га в Шушарах. Всего избыточными «Лента» признала примерно 7,5 га, которые и будут проданы или сданы в аренду.

Аналогичными методами уже пользуется IKEA, которая рядом с недавно открывшимся на Мурманском шоссе мебельным центром строит на территории в 50 га молл «Мега». Предполагается, что в нем будут собраны несколько крупных магазинов разных направлений: продовольственный, стройматериалов, бытовой техники. «Мы обнаружили, что земля вокруг IKEA дорожает, а нас постепенно окружают другие ритейлсры», – рассказала пресс–секретарь компании Ирина Ваненкова. По ее словам, сосе­ди строили свои магазины так, как считали нужным, чем порой мешали покупателям. Тогда IKEA решила упорядочить этот процесс, а заодно и подзаработать на нем.

По словам господина Жеребцова, «Лепта» будет строго следить за отбором соседей: «Какой–нибудь сарай нам не нужен, например, разместить тут авторынок мы не согласимся, даже если нам предложат много денег». Цена аренды пли продажи будет определяться в результате своеобразного тендера. По мнению господина Жеребцова, за 15 тыс. ежесуточных покупателей «Ленты» захотят побороться многие компании, поэтому ритейлеру будет из кого выбирать.

По мнению гендиректора северного филиала компании «Бекар. Загородная недвижимость» Юрия Воронцова, покупка 4 га на Таллинском шоссе может обойтись в $800 тыс.–$1 млн. Среднюю себестоимость инженерной подготовки участков в «Бекаре» оценили в $100–200 за квадратный метр. Как считает господин Воронцов, соседи у «Ленты» быстро найдутся. «Спрос превышает предложение, поэтому земля — весьма ликвидный товар и уходит хорошо. Рост цен на нее за последний год составил 80%», – сказал он «Ъ». В группе компаний «Астера» участок «Ленты» на Таллинском шоссе оценили в $800 тыс.–$1,2 млн, па Петергофском шоссе – до $2 млн.

Па вопрос, какие компании являются для «Ленты» подходящими соседями Олег Жеребцов ответил, что «это могут быть компании самого разного профиля». Он также сказал, что переговоры уже идут, однако «принципиальных договоренностей пока нет». Юрий Воронцов из «Бекара» считает, что участок рядом с «Лентой» будет интересен прежде всего другим ритейлерам. С этим согласны и в «Астере», добавляя, что местом могут заинтересоваться и логистические центры. Не исключено, что «Ленте» удастся переманить к себе арендаторов, которых в свою «Мегу» уже позвала IKEA. Известно, например, что собственный магазин в Петербурге планирует построить немецкая фирма ОЫ, продающая товары для дома в формате «сделай сам». По информации «Ъ», в настоящий момент она изучает петербургский рынок и выбирает место для своего гипермаркета.

Источник: «Коммерсантъ». 07.06.2004.

Естественно, что местоположение магазина серьезным образом анализируется руководством розничной сети или предпринимателем, который собирается открыть нишевый магазин. Логистические соображения, безусловно, будут играть важную, но не определяющую роль в этом анализе. Более того, если мы попытаемся применить описываемый в этой книге инструментарий логистики розничной торговли для оптимизации деятельности существующей сети, количество, качество и место расположения торговых предприятий этой сети будут для напито анализа и дальнейшей оптимизации всего лишь входными параметрами.

Областью, в которой описываемая в этой книге методология окажется наиболее эффективной, является управление товарными пороками внутри сетевой розничной компании. Это связано, в частности, и с тем, что в настоящее время российские торговые компании находятся на начальном этапе развития своей деятельности и концентрируются в основном на экстенсивном развитии своей деятельности. Лидеры рынка уже обладают одним или группой распределительных центров в своих сетях, в то время как компании второго эшелона или операторы крупноформатной торговли (как, например, один из лидеров рынка Санкт–Петербурга, компания «Лента») до определенного момента в силу наличия значительных складских мощностей в составе своих торговых точек (формат гипермаркета, в котором, в частности, работает «Лента», предполагает складирование товарных запасов над основными торговыми площадями, возможность, которая возникает благодаря специфической форме недвижимости, используемой для итого формата) не были озабочены созданием собственных распреде­лительных мощностей.

Общие подходы, применяемые при выборе места для розничной горговой точки, сформулированы во врезке.