Алгоритм решения задач

Оцените ситуацию в свете правовых позиций Европейского Суда по правам человека (http://www.echr.ru/documents/doc/12067500/12067500-001.htm) и Конституционного Суда РФ (Приложение 2). Можно ли говорить о том, что внесенными в 2011 году изменениями в ГПК законодатель полностью реализовал правовые позиции ЕСПЧ и КС РФ? Какие механизмы судебной защиты от подобных нарушений существуют у Шпаклевкина?

 

Задача 2. «Мяч»

Тринадцатилетний Леденцов во время игры в футбол на уроке физкультуры разбил мячом стекло остановившегося на светофоре автомобиля, за рулем которого сидел Петров, сотрудник компании «Экологи России», владевшей данным автомобилем на основании договора лизинга, арендодателем по которому являлась лизинговая компания «Север».

Определите состав лиц, участвующих в деле по возмещению ущерба, изучив Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" (Приложение 3).

 

Задача 3. «Веселые ребята»

На пятом месяце производства по иску Дзагоева к ООО «Веселые ребята» о взыскании долга по договору займа представитель Общества сообщил, что общество сменило фирменное наименование и отныне называется «Веселая компания», в подтверждение чего он представил выписку из ЕГРЮЛ. Он также ходатайствовал о замене ООО «Веселые ребята» на ООО «Веселая компания» в порядке процессуального правопреемства.

Судья выразил сомнение, что здесь имеются основания для применения правил о процессуальном правопреемстве: смена наименования не есть реорганизация юридического лица. С другой стороны, в ГПК нет никакого порядка «замены» стороны в подобных случаях.

Истец предлагал применить нормы о правопреемстве по аналогии.

Имеются ли в данном случае основания для осуществления процессуального правопреемства? В каком порядке Вы посоветовали бы зафиксировать в материалах дела, что отныне дело ведется против организации с другим наименованием?

 

 

Приложение 1.

Инструкция по решению задач

Приступая к решению задач, внимательно изучите нормативный и лекционный материал, а также соответствующие главы в учебниках и учебных пособиях, которые Вы используете при изучении гражданского процесса. Современные компьютерные средства (мы имеем ввиду информационно-правовые системы, такие как Гарант, Консультант Плюс, Кодекс) позволяют быстро находить акты Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, содержащие толкование норм Гражданского процессуального кодекса РФ, иных законов, содержащих нормы гражданского процессуального права. Без предварительного ознакомления с ними Вы не только не сможете решить задачу, но нередко и понять существо проблемы, которой посвящена эта задача.

Готовясь к семинарским занятиям, никогда не ограничивайтесь устным решением - Ваше решение всегда должно быть письменным. Так Вы не только лучше усваиваете существо вопроса, поставленного в задаче, но одновременно овладеваете навыком юридической аргументации и составления юридических документов, что будет играть важнейшую роль в Вашей будущей практической работе.

Представленные задачи содержат развернутые позиции участников процесса, которые раскрывают различные доктринальные подходы и варианты толкования нормативных положений, применению которых посвящена задача. При решении задачи Вам следует очень внимательно поразмышлять над каждой из них, убедиться в том, что Вам понятна суть развернувшейся дискуссии. В задачах участники споров никогда не высказывают заведомо ложных точек зрения, каждая позиция имеет право на существование. По этой причине задачи, как правило, не имеют одного правильного решения, а предполагают несколько решений, каждое из которых может быть обосновано. По изложенной причине рекомендуем при подготовке к занятиям руководствоваться правилом "в задаче нет ни одного лишнего слова". Вы должны прокомментировать каждую точку зрения, предложить свои аргументы в их поддержку или в опровержение. Только таким образом в конечном итоге Вы придете к формированию собственного понимания непростых проблем современной судебной практики защиты прав и интересов граждан и организаций судами общей юрисдикции, обретете навык аргументации и отстаивания своей точки зрения в ходе состязательного противоборства.

return false">ссылка скрыта

Большинство задач требуют также хорошего знания основ материальных отраслей права (в первую очередь, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовно-процессуального права). Это естественно, ибо суды разрешают материально-правовые споры, содержание которых не может не оказывать влияния на особенности применения норм процессуального права. Поэтому на первом этапе решения нужно внимательно уяснить материально-правовую сторону конфликта, поступившего по условиям задачи на разрешение суда. Это не только позволит лучше закрепить ранее полученные знания, но и глубже понять значение и влияние закрепленной в законе процессуальной формы разрешения конфликта на исход спора.

Правильное решение задачи предполагает выявление пробелов и противоречий существующего правового регулирования и обоснование выбора пути их преодоления. Повторим: ответ должен содержать анализ всех точек зрения, изложенных в условии (мнение истца, ответчика, третьих лиц, прокурора, суда и т.д.). С комментирования точек зрения и рекомендуется начинать решение задачи. Как итог, Вы должны аргументировать присоединение к точке зрения, высказанной одним из участников процесса, предложить свой вариант либо обосновать невозможность выбора только одного варианта решения.

Главным критерием оценивания является аргументированность, логичность и самостоятельность ответа.

 

Алгоритм решения задач

1. Внимательно прочитайте условия задачи.

2. Выявите проблему, обозначенную в условиях задачи через столкновение противоположных точек зрения на ее решение.

3. Найдите ресурсы (применимые нормы права, доктрину, судебную практику).

4. Прокомментируйте каждую из изложенных в условиях задачи точек зрения на решение проблемы (под комментированием понимается выявление слабых и сильных сторон предложенной аргументации, в том числе путем высказывания новых аргументов как "за", так и "против" комментируемой позиции).

5. Выскажите свою точку зрения на решение проблемы либо присоединитесь к одной из изложенных в условиях задачи и аргументируйте свой выбор.

6. Переходите к п.2, если в задаче еще остались непрокомментированные проблемы.

7. Подведите итоги.

 

Приложение 2.