БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

 

Развитие феодальных отношений в странах Ближнего и Среднего Востока началось в III–IV вв. Ломка патриархального уклада и обострение социальных противоречий способствовали политическому объединению арабов, централизации власти и новой идеологии. Одним из проповедников единобожия стал Мухаммед (ок. 570–632) – основоположник ислама и создатель Корана.

 

Слово «ислам» означает «покорность». Отношение мусульманина к богу есть отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания. Все стороны жизни получили отражение и оценку в Коране (священной книге мусульман), Сунне (собрании преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов).

 

Коран – священная книга мусульман. Содержание Корана составили речи Мухаммеда, записанные и обработанные уже после смерти пророка. Главный принцип провозглашаемой Кораном веры – строгий монотеизм, выраженный в формуле: «Нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его».

 

Моральные увещания Корана требуют безусловного подчинения воле Аллаха, щедро обещая милости правоверным и грозя карами неверным. Предписания Корана охватывают весь круг обыденной жизни: отношение к семье, обязанности между родственниками и сородичами, полезные и достойные занятия, отношения с народами другой веры, запреты.

 

В семейно-брачных отношениях подчеркивались главенство мужчины, многообразные формы подчинения женщины, полная зависимость детей от воли отца. Осуждались пьянство и прелюбодеяние. Обязательны помощь неимущим и сиротам, делание добра близким и нуждающимся в помощи.

 

Самый тяжкий грех – отречение от истинной веры. Высшая добродетель – покорность воле Аллаха, готовность на самопожертвование во имя истинной веры.

 

На основе социально-политических и религиозных противоречий произошло отделение от ортодоксального ислама шиитов (от слова «шиа» – группировка). Они признавали священное откровение Корана, но отрицали предание (Сунну), поэтому за сторонниками ортодоксии сохранилось название суннитов. Суть их позиции выразил Малик ибн Анас (713–795): «Знание трояко: ясная книга Аллаха, Сунна и "не ведаю"». Им противостояла точка зрения батынитов («ищущих скрытый смысл» в Коране). Взгляды батынитов проявились в двух наиболее влиятельных оппозиционных направлениях – мутазилитов (от слова «отошедшие, отделившиеся») и суфиев (от слова «суфа» – грубый плащ из овечьей шерсти). Наиболее радикальной точкой зрения на свободу человека было учение ан-Наззама (умер в 845 г.), который считал, что человек свободен в выборе поступков, следствием чего и является – после его смерти – воздаяние сообразно с совершенными человеком дурными или благими деяниями. Мутазилиты считали необходимым для укрепления веры обращаться к разуму, тогда как суфии обращались к чувству, противопоставляя сухой догме суннитов искреннее, доведенное до мистического экстаза чувство любви к Аллаху и идею личного нравственного совершенствования. Оппозиционное направление дало толчок к мощному взлету поэзии, в том числе и той, что использовала традицию суфийского символизма для выражения вольнодумных идей – Абу-аль Ала ал-Маари (973-1016), Омар Хайям (ок. 1048–1131).

 

Великие арабоязычные мыслители аль-Кинди (800–879), аль-Фараби (873/74-950), Ибн Сина (980-1037), Ибн Туфейль (11101185), Ибн-Рушд (1126–1198) и Ибн Халдун (1332–1406) развивали учение Аристотеля, опираясь на разум. Они доказывали реальность свободы выбора между добром и злом; обосновывали сознательный выбор пути нравственного совершенствования. Социально-нравственным идеалом для них являлся город с мудрым и справедливым правителем. Только Ибн Халдун, полагавший, что решающая роль в изменении нравов принадлежит исторически закономерным изменениям в укладе хозяйственной жизни, не разделял утопизма своих предшественников.