V. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Эстетика как философия: красота мудрости и мудрость красоты.

2. Эстетика в структуре современного философского знания.

3. Естественные основания эстетического: красота в природе.

4. Специфика человеческой деятельности как источник способности абстрактного мышления и эстетического чувства.

5. Эстетическое как общественное отношение.

6. Эстетизация как всеобщая тенденция развития современной культуры.

7. Эстетизация философского дискурса как выражение эстетической природы бытия.

8. Онтология эстетического.

9. Человеческий смысл и назначение эстетики.

10. Принципы анализа художественно-эстетического мира культурно-исторических эпох.

11. Эстетика Древнего Востока: общая характеристика.

12. Эстетика гармонии в философии конфуцианства и даосизма.

13. Причины массового интереса современных европейцев к восточной культуре, философии и эстетике.

14. Культурно-исторический смысл оппозиции Запад – Восток.

15. Принципы художественно-эстетического мироощущения древнего грека.

16. Место искусства в жизни античного полиса. Техне и мимесис.

17. Рождение античной философии как эстетики.

18. Эстетика милетской и элейской школы.

19. Пифагорейская эстетика чисел. Учение о музыке сфер.

20. Гераклит: эстетическая онтология огненного логоса.

21. Демокрит: эстетика танцующих атомов.

22. Сократ и Платон об относительности прекрасного и соотношении красоты и пользы.

23. Античная эстетика естественная красота мысли.

24. Эстетическая диалектическая онтология Платона.

25. Проблема искусства в философии Платона: искусство как мимесис и искусство как творчество.

26. Платон об иерархии эстетических характеристик вещи.

27. «Поэтика» Аристотеля о природе комического и трагического. Онтология трагедии.

28. Аристотель об организме вещи как художественном произведении.

29. Аристотель о красоте живой жизни и о красоте человека. Эстетика души и тела.

30. Эстетика эллинизма.

31. Эстетика эпикурейцев: свобода как творец красоты.

32. Неоплатонизм. Плотин об эйдетической природе прекрасного.

33. Плотин: эстетика социального.

34. Две культуры и две формы существования эстетического начала в обществе средневековой Западной Европы.

35. Аллегоризм и символизм эстетики западноевропейского Средневековья.

36. Средневековая эстетика: искусство как завершение божественного творения; эстетические варианты теодицеи.

37. Средневековая эстетика об эстетической природе человеческой души.

38. Средневековая эстетика о противоречивой природе прекрасного и о проблеме главного вида искусства.

39. Августин Блаженный: философия и филокалия.

40. Фома Аквинский: движение от платонизма к аристотелизму. Учение о самодостаточности красоты.

41. Позднее Средневековье: движение эстетики от теологии к науке.

42. Бонавентура: готическая эстетика Восхождения.

43. Основные принципы культуры и эстетики Ренессанса.

44. Образ художника-гения в культуре и эстетике Ренессанса.

45. Причины полистилизма в западноевропейской эстетике Нового времени.

46. Эстетика барокко: идея иллюзорности искусства и театральности жизни.

47. Барокко в архитектуре и живописи.

48. Эстетика классицизма как выражение официальной идеологии молодых буржуазных государств.

49. Классицизм и рационализм в эстетике Нового времени.

50. Эстетика романтизма как реакция на Просвещение и классицизм.

51. Критика основ буржуазной цивилизации в эстетике романтизма.

52. Эстетика романтизма о поэтической природе Универсума и романтической иронии.

53. Немецкая классическая эстетика как вершина и итог развития рационалистической эстетической мысли.

54. Кант: искусство как примирение духовной свободы и природной необходимости.

55. Кант: антиномия вкуса и неутилитарная природа эстетического удовольствия.

56. Кант о специфике и субъекте эстетической деятельности. Природа гения.

57. Принцип историзма в эстетике Гегеля.

58. Гегель об искусстве как о раскрытии истины в чувственной форме.

return false">ссылка скрыта

59. Гегель: искусство в процессе развития человеческой природы.

60. Кризис эстетики классического рационализма.

61. Общая характеристика неклассической эстетики.

62. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра.

63. Эстетика экзистенциализма: трагичность эстетической экзистенции и «смерть прекрасного».

64. Ж.-П. Сартр о действенной силе искусства. Понятие «ангажированного писателя».

65. А. Камю: Творчество и абсурд. Искусство как бунт.

66. С. Кьеркегор об эстетической природе «естественного человека».

67. Ф. Ницше о рождении греческой трагедии. Оправдание мира и бытия как эстетического феномена.

68. Эстетика модерна. Феномен эстетизации культуры XX века.

69. М. Хайдеггер об эстетической окрашенности бытия как присутствия человека в мире. Культура как про-из-ведение.

70. М. Хайдеггер: «Исток художественного творения». Истина и искусство.

71. Основные направления искусства модерна: натурализм, импрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм и др.

72. Эстетика постмодерна: Р. Барт о «смерти автора» и «рождении читателя».

73. Эстетика постмодерна: Постструктурализм Ж. Деррида.

74. Постмодерн: традиционные виды искусства и постмодернистские перемены.

75. Онтология эстетического: бытийственная природа эстетического и эстетическая природа бытия.

76. Онтология искусства.

77. Онтология культуры.

78. Онтология человеческой жизни: поэтически живет человек (М. Хайдеггер).

79. Природа художественного образа.

80. Проблема содержания и формы художественного произведения.

81. Социология эстетического: искусство и цивилизация.

82. Социальное содержание основных категорий эстетики.

83. Проблема прогресса в искусстве.

84. Пространство и время искусства: исторические истоки и возможность «смерти».

85. Проблема социальных функций искусства.

86. Феномен эстетической реакции. Природа катарсиса.

87. Художник: проблема авторства в истории и современности.

88. Мотивация художественного творчества – самая таинственная проблема эстетики.

89. Проблема восприятия художественного произведения. Восприятие как творчество.

90. Проблема non finito в науке и искусстве. Классика как совершенная незавершенность или самое незавершенное совершенство.