Раздел II. Из истории эстетических учений.

Тема 5. Художественно-эстетический мир Древнего Востока.

Формы существования эстетики в Древнем Египте, Шумере, Индии и Китае. Традиционалистский характер культуры и эстетики Древнего Востока. Абстрактность и мифологический символизм в эстетике древних египтян. Образ бога и человека в эстетике Шумера и Вавилонии. Эстетика света в Древней Индии. Красота как сияние в эстетике брахманизма.

Древний Китай. Эстетика гармонии в философии даосизма. Гармония космоса как музыкальная симфония. Различение красоты космоса и человека. Постановка проблемы относительности красоты. Зачатки представлений о таинственной природе художественного творчества (Чжуанцзы). Появление фигуры ценителя. Прекрасное в мире людей как гармония и мера. Красота как уместность и благовременье.

Эстетика конфуцианства: социально-политическая ориентация представлений о прекрасном; красота как общественное благо; искусство как средство воспитания совершенного человека.

Возникновение феномена «верхней» культуры на Древнем Востоке. Прекрасное как божественное. Появление понятия возвышенного как позитивное выражение чувства страха перед миром и богом. Эротизм как проявление человечности (духовности) в телесной форме. Роль канона в «восточных искусствах».

Причины массового интереса современных европейцев к восточной культуре, философии и эстетике. Культурно-исторический смысл оппозиции Запад – Восток как возможный симптом конца западноевропейской цивилизации.