Архетипические модели в рекламе
Можно рассматривать архетипы как модели инстинктивного поведения и корреляты инстинктов, составляющие сферу коллективного бессознательного - систему коллективного, универсально и безличного характера, не развиваемую индивидуально, а наследуемую и идентичную у всех индивидов в ситуации соответствующих обстоятельств. В этом смысле Карл Юнг утверждал, что «архетипы являются типичными видами понимания, и где бы мы ни встретились с единообразными и регулярно возникающими формами понимания, мы имеем дело с архетипом, независимо от того, узнаваем или нет его мифологический характер». (Юнг К. Концепция коллективного бессознательного//Юнг К. Человек и его символы. М., 1997. С. 336.)
Архетипы становятся и основой рекламы. Более того, можно утверждать, что реклама может быть классифицирована исходя из типологии архетипов, где выделяются позитивные архетипы: Героя, Воина, Роковой Женщины и Женщины-Матери, Дара, архетипы экзистенциального содержания: Пути, Полета, Падения, Тьмы, Жертвы, Жизни, Смерти; архетипы жизнеустрои-тельные: Земли, Родины, Оси мира, Мирового древа, и т.п.
Пространство, представляемое рекламой, тяготеет к сакральности - оно условно, индетерминировано, лишено будничности. Это пространство недоступно, его свойства непроверяемы эмпирическим путем, оно существует как реальная мечта, абсолютно не имеющая возможности осуществления. Мир, явленный рекламой, многообразен и обширен - это и казино, и рестораны, и автомобильные салоны, и дорогие магазины, где изобилие становится атрибутом хорошего тона, и собственные особняки, дома с бассейнами, или, в крайнем случае, просторные квартиры с кухнями, представление о которых в бытийном опыте большинства из рядовых потребителей отсутствует (к примеру, в рекламе чистящего средства Миф).
И все-таки, именно это пространство с населяющими его персонажами (именно персонажами, а не людьми или героями) оказывается гораздо более привлекательным, чем то профанное, где милая мама троих (пятерых etc.) детей неназойливо рекламирует абстрактный - то есть лишенный названия-имени и художественного оформления - стиральный порошок. И именно тяга к сакрализации собственного эмпирического пространства обуслоъ, ливает стремление покупателя к обладанию вещами из того условного - рекламного мира, ибо его особые качества переносятся и на профанные, в сущности, предметы.
В принципе, процесс потребления предметов, представляемых рекламой, аналогичен потреблению телевизионных «мыльных опер», где страсти персонажей представляются более реальными, чем собственные. Часто (в рекламе, рассчитанной на детей) это пространство предстает как волшебное, сказочное, населенное фантастическими существами - живыми конфетами (Hershies, M&M's), игрушечными и добрыми доктором-совой (Panadol), кроликом Quicky из рекламы напитка Nesquick и прочими мульт-героями. Наша трактовка феномена рекламы не вступает в противоречие с его психологической интерпретацией, где тяга потребителя к обладанию объектом рекламы объясняется его стремлением к идентификации с персонажем, представляющим товар.
Так же, как и само пространство, мифичны и персонажи, наполняющие его. Это всегда улыбающаяся Эмма Петровна, это тетя Ася и ее подруга, умильно наблюдающие за тем, как их мужья в белых (!) рубашках ловят рыбу, это женщины, холящие и нежащие свое тело («Ведь я этого достойна!») и мужчины - сильные, красивые, умные, выступающие непременно на фоне престижного Nissan'a, BMW, Mercedes'a или иных символов власти. Мужчина в рекламе всегда предстает как Герой (реже - Воин) - архетип, существующий с незапамятных времен. Всемирно распространенный миф о Герое всегда описывает мужественного человека, земного или божественного происхождения, побеждающего зло во всех его проявлениях: в виде драконов, змей, чудовищ, демонов и т.п. - и спасающего людей от гибели и несчастий.
Смысл существования образа - в возможности идентификации с ним для преодоления естественных пределов собственного бытия через ритуальные церемонии, танцы, тексты, жертвоприношения. Герой стоит над всеми - он такой же, но и особый, и свое самоотождествление с миром он осуществляет через овладение им или его сакральными атрибутами: берет в жены царскую дочь, совершает подвиг или отдает жизнь, обретая власть над умами и духом людей, добывает волшебные вещи (меч, коня, воду, яблоки) и т.д.
Господство над теми же волшебными вещами демонстрирует Герой и в рекламе: пьет дорогие (волшебные) Remy Martin, Absolut, Black Label, Glenfiddich, мчится на автомобиле или мотоцикле (симптоматичен в этом смысле фразеологизм «пожить пространство», которое оказывается не просто преодоленным» но захваченным), закуривает Marlboro, охватывая (=захватывая) взглядом с высоты плато всю землю, или демонстрирует свою материальную власть над миром посредством Sovereign, пленяет женщин (то есть, опять-таки, овладевает) ароматом Denim'a и гладко выбритой кожей. Между тем, личность Героя не задана изначально как жесткая структура, но предстает в процессе формирования и самопознания через испытание. Это закономерно, ибо для того, чтобы стать независимым и имеющим власть, необходимо первоначально примирить конфликтующие элементы своей личности и достичь той целостности, которая и сделает его хозяином как самого себя, так и мира.
Именно в этом стремлении коренятся многочисленные символы трансцендентности, в том числе инициации и освобождения, выхода за рамки общепринятого, обусловленного, что проявляется в различного рода испытаниях, стремлении к неизвестному, принятии нетрадиционных, парадоксальных решений. Подобными инициируемыми (а это символическое перерождение через смерть, может быть, метафорическую, и воскрешение и является инициацией) становится герой в рекламе Minton, превращающийся в ледяную глыбу (=умерший) и оживающий благодаря чудесным свойствам вещи, это герой, попадающий под очищающие струи водопада, олицетворяющего волшебные свойства Head & Shoulders, это юноша, рвущий фотографию, что должно символизировать отказ от мира и подходящий к воротам Монастыря (то есть, совершающий паломничество – духовное странствие, в котором посвящаемый становится сопричастным к смерти) и возвращающийся в мир (после вкушения Mars'a) обновленным, иным, вторично рожденным.
Характерно, что через посвящение проходят и женщины, Случающие в процессе инициации личную независимость и освобождение от нестабильных личных отношений. То есть, женщины, в отличие от мужчин, для которых этот ритуал становится, прежде всего, отказом от собственных амбиций, в процессе испытания обретают индивидуальность, уравнивая таким образом свой статус со статусом мужчины. Эта ситуация воплощена в рекламе Stimorol: 1) женщина-полицейский на джипе преследует мотоциклиста, догоняет и проверяет документы (то есть участвует в испытании); 2) мужчина стоит с поднятыми руками ожидая досмотра (то есть символически отдает себя во власть женщины, отказываясь от притязаний на господство). В данных обстоятельствах статус женщины неизмеримо выше, чем статус мужчины. Однако 3) дисбаланс индивидуальностей восстанавливается при обмене вещами (=дарами): взамен брошенной пластинки Stimorol мужчина получает номер телефона женщины (потенциальное ему подчинение). (Смысл сюжета не изменяет даже неожиданная развязка.) Однако наиболее ярким ритуалом посвящения становится свадебный обряд. Осознанную жертву мужчины - отказ от независимости - абсолютно точно воспроизводит реклама майонеза Calve: здесь Герой пассивен, лишен самостоятельности и индивидуальности и ведом женщиной, и единственная его попытка посягнуть на сферу интересов жены («Calve? Кто это?») мягко, но определенно пресекается: «У женщин свои секреты!».
return false">ссылка скрыта