Выбор репортера
Что выделяет факты для прессы, т.е. факты, в основе своей интересные читателю, среди всех прочих, ежесекундно происходящих событий? Новость — это то, что произошло внезапно? Или то, что затрагивает большинство людей, невзирая на неоднородность аудитории, независимо от уровня ее запросов? Существенно и то, и другое, и еще ряд моментов.
«Важное — неважное»
Приоритеты необходимо определить, изначальный выбор должен быть как-то обоснован, хотя в журналистике новостей эти обоснования и не представляются читателю.
Известна в истории прессы практика так называемого пассивного отбора, при котором критерии незначительны или просто привычны, как это было в советской журналистике: следование «газетным приличиям», — что годится для газеты, а что — нет; привычное почтение к фактам «солидным» и боязнь фактов «развлекательных». Пассивней отбор дает такие факты, которые большинство читателей не замечает на газетной полосе, никак на них не реагирует, либо реагирует одинаково безразлично.
Один из распространенных вариантов пассивного отбора в местной прессе (более оправданный из-за локальности тем) — так называемая «вермишель»: поток мелких повседневных фактов, сплетен местного значения. Событий малозначимых, но «узнаваемых» и этим любопытных.
Разделить факты на важные и неважные не так-то просто. Например, при декларировании «важности» как главного критерия в советской прессе, отбор на самом деле означал: «Лишь бы не сенсационность! Не легковесность!», «Нужны факты солидные!»... Материалы, которые доминировали в результате такого отбора, очень часто важными и значимыми читателю не казались. Нередко возникало ощущение, что факты возводятся в ранг «важных» искусственно, что преувеличиваются отечественные народнохозяйственные достижения, заслуги отдельных предприятий и отраслей и пр. — и не путем «приписок», прямого обмана, но только тем, что на них концентрируется внимание как на важнейших новостях. Так что же, все-таки, отнести к «важному»?
Видимо, не то, что важно для журналиста лично или определено для него «вышестоящими» структурами.
Важно то, что небезразлично читателю. И что соотносится с позицией издания, с его «лицом». В большинстве кодексов журналистской этики предполагается, что критерий важности при отборе фактов помогает уточнить собственную тему журналиста, отсекая все стоящее вне этой темы, внушенной коллективным редакционным творчеством, общим его направлением.
Итак, при выборе факта важны соображения насчет того, входит или нет тема, встающая за фактом, в русло интересов издания, его специфической аудитории. Кроме того, немаловажна оглядка на вкусы читателя; существенным оказывается критерий: «интересно — неинтересно».
Что интересно в новости
Предпочтительный выбор факта связан с особой озабоченностью журналиста: есть ли в событии необходимые «новостные элементы» — крупицы сведений, которые могут сделать материал интересным.
Как уже говорилось, репортерство как профессия исторически менялась, уточняя ориентиры. Один из этапных моментов в осмыслении критериев запроса аудитории в начале XX века ознаменовался разработкой списка примет интересного факта, ныне широко известных как классические элементы новости. Назовем эти приметы.
Событие, пригодное для освещения в прессе, отличают следующие свойства (или, хотя бы, одно из них):
«своевременность» происшествия, ощутимая важность его оперативной подачи;
близость ситуации читателям конкретного издания: сплетение ее тематики со специфическим интересом аудитории (возрастным, профессиональным и пр.);
явная значимость события для всех безотносительно к специфическим интересам («Тема преодолевает все границы»);
эффект «эмоционального толчка» при необычайном происшествии.
(Иной вариант «темы, преодолевающей границы»).
Желательны также:
конфликтность происшествия или его особая яркость (причудливость события);
связь происшествия с «известным именем» (или влиятельным человеком);
«человеческий интерес»: какие-то обстоятельства события, к которым, изначально, каждый лично неравнодушен («жизнь», «смерть», «любовь», «дети», «исцеления» и пр.).
Именно эти факторы — предпосылки создания репортерского произведения — придают событию окраску «новости». Для разных направлений журналистской работы и для разных отрядов прессы (пресса может побуждать к размышлению и к действию, информировать, обучать, развлекать) определение «новости» варьируется. Однако есть немало схожего в рассуждениях о том, что достойно быть новостью, а что нет.
События интересны, когда важны, либо необычны
Хотя работа репортеров очень дифференцирована (тут и происшествие, и факт состоявшейся беседы, и «картинка» — фрагмент жизни или конкретная ситуация журналистского поиска), однако, смысл усилий каждого репортера — выразительно и, по возможности, точно передавать факт, чем-то выделяющийся из череды других событий, факт, который выбран не случайно и не зря.
Всех репортеров роднит талант выделять из потока событий:
факты «перспективные» (т.е. такие, к которым можно вернуться еще не раз — уточняя, комментируя, исследуя);
факты «оглушительные».
Ориентация на «классические элементы новости» помогает не только при отборе фактов, но и в процессе обработки, литературной отделки материала. Но она же стимулирует некоторые этические погрешности. И вот почему.
Внимание репортера предельно концентрируется на самом событии, вне его окружения, вне его связей, иногда даже вне его предыстории. Журналистика новостей отличается от других сфер деятельности журналиста, которые рассматривают «жизненные эпизоды» в цепочках-связях, в сопоставительной панораме, в качестве иллюстрации проблемы или общественной тенденции. Репортер нацелен лишь на «кусочек жизни» — чем-то показательный, характерный для сегодняшнего дня, однако, изолированный, замкнутый на себя, как бы получивший особую (часто — гипертрофированную) значимость из-за того, что именно его отобрали, именно о нем сочли нужным рассказать.
Журналистика новостей выбирает, представляет читателю события и факты локальные. К тому же — выбранные под определенным углом зрения
Известно, что классик советской литературы Максим Горький протестовал против ряда публикации в прессе 20-х годов. Не против вопиющих фактов советской действительности тех лет, а против их обнародования в прессе («Журналисты выбирают нехарактерное», «роются на заднем дворе революции!», — писал он). Ему же принадлежит изречение: «Журналист утверждает: «Я сказал правду». Следовало бы добавить «Какую правду и зачем».
Оставив в стороне этическую сторону высказывания, может, вырвавшегося в запале полемики, обратим внимание на характерную примету «литературы факта»: фрагменты жизни, подбираемые произвольно, могут составляться в очень разные «мозаичные картины» дня.
С учетом этого обстоятельства точнее обрисовывается «плацдарм», на котором действует обоюдоострое оружие прессы, или, по-иному, — почва, на которой слишком часто произрастают журналистские неправды. Определенный отбор (например, «факты против» или «факты за»), накапливание фактов одного свойства и их обработка дают не просто информирующий, познавательный, но и публицистический, и очень сильный, эффект. Взгляд на действительность у журналистов, репортеров в том числе, — весьма целеустремленный взгляд.
В защиту сенсации
Сенсация — неизменная, желанная спутница репортерства. В работе журналиста необходимы акценты на новое, свежее. С другой стороны постоянны нарекания: «Эта новость не объективна — она сенсационна... Новость выбрана не потому, что она важна, но из-за сенсации...». Подчеркивание неожиданного как бы вредит точной и завершенной картине текущих событий. Однако, лишенная всплесков неожиданности, непредсказуемости (капризов жизни) панорама новостей будет выглядеть расчетливо — тенденциозной и не правдивой.
Решительный отказ от «несолидного» отношения к важной политизированной жизни, запрет любой сенсационности выглядят весьма внушительным вкладом в дело борьбы за этичность журналистики, но на деле культивируют журналистику, искажающую действительность, обедняющую представление о картине дня из-за преимущественного внимания лишь к одной из ее сторон.
Целый ряд «классических элементов новости» (конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», особенно — «эффект эмоционального толчка») неумолимо ориентируют репортера на материал, имеющий качества сенсации.
Сенсация — это «новое ошеломляющее»
Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она — «новость вдвойне».
Упор на необычность долго был основой журналистики новостей XX века. Широко известна шутливая иллюстрация к работе массовой прессы 30-40-х годов: «Если собака укусила человека, то это не новость; новость — если человек укусил собаку, особенно — известный человек». Это высказывание часто и с удовольствием цитировали как образчик беспримерного цинизма и «продажности» капиталистической прессы. Однако, не стоит забывать, что блестящая пародия была сочинена самими журналистами, отразив их интерес к парадоксам профессии, и что самоирония близка к самоконтролю...
Преобладающее содержание новостей не менялось на протяжении столетия: необычные и внезапные поступки официальных лиц и знаменитостей, решительные шаги «властных структур», которых не ожидали, открытия с элементом непредсказуемости, необычайные события (преступления, катастрофы), шокирующие признания и разоблачения в высказываниях важных персон, новые веяния в обществе, проявившиеся как-то «вдруг» и тому подобные сообщения, как и прежде, доминируют в прессе. Но сегодня журналистика новостей более дифференцирована, нежели прежде, круг новостей расширяется; репортеры понимают, что, с одной стороны, новости развлекают и раззадоривают публику, но, с другой стороны, той же публике неприятно, когда игнорируют «нормальную жизнь».
Критерий необычности, поэтому, не единственный, он уравновешивается другими соображениями, другими мотивами обращения аудитории к новостям (например, таким: «это полезно знать», «надо принять к сведению», «это уточняет мои планы» и т.п.). И все же вовсе убирать «необычное», затушевывать эффект неожиданности нежелательно; в изданиях, начисто лишенных сенсационности, возникает питательная среда для другого рода газетных штампов, делающих журналистский текст бесцветным и унылым.
Существует понятие «своя новость». Это темы, сенсационные повороты, подходящие к концепции конкретного издания, ожидаемые именно его аудиторией. По-разному выглядят сенсации изданий «желтой прессы» и сенсационные сообщения респектабельных политико-экономических изданий. По-разному «кричат» в них заголовки ошеломляющих новостей. Но поскольку решительно все издания связаны с читательским интересом, ни те, ни другие не игнорируют установку репортерства — выделять из потока событий наиболее впечатляющие и яркие.
Факт, представленный в новости, выглядит как значительный
(важный), либо занимательный
Это связано с целями репортерства как одного из направлений журналистики с ее особым искусством «социальной ориентации» читателя. Журналистика новостей тоже воздействует: не убеждением, так побуждением, внушением. Проблема новостной сенсации предстает не столько проблемой развлечения, потакания вкусам читателя, сколько проблемой «пользы» и «вреда» таких материалов, притягивающих всеобщее внимание и, следовательно, особо выделяющих факт, выпячивающих его, как бы приписывая ему особую значимость.
Новость-сенсация, подогревая интерес к отдельным событиям,
активнее ориентирует читателя
И тут, естественно, возникает немало вопросов не только чисто профессионального свойства, но и этических тоже. Возникает необходимость сдерживающих факторов, чтобы не раздувать сенсации искусственно, не поддаваться в некоторых случаях соблазну «громогласности оповещений», придавая тем самым весомость фактам, не стоящим выеденного яйца.
При явной же сенсационности события возникают иные трудности: нелегко профессионально точно осветить разные его стороны так, чтобы сенсационность не заслоняла видимой объективности, не заставляла сомневаться в правильности выбранного тона (слишком восторженного, либо чересчур панического...).
Означает ли объективность холодное равнодушие? Прессе оно вовсе не свойственно. Как соотнести искомую точность «взгляда со стороны» с моментом неожиданности, сенсации, с потрясающими подробностями, — всем тем в живом факте, что пробуждает эмоции? Эту проблему решает для себя каждый репортер, каждое издание.