Каков ваш творческий потенциал?
Опросник дополняет тему самодиагностики, самоанализа, самооценки, саморефлексии личности.
В спецкурс – практикум могут быть включены различные игры:
♦ защита от манипулирования ("прозвище", "откровенность против манипулирования", "список претензий" и др.);
♦ развивающие педагогическую интуицию ("психологический контакт", "телепатия", "отгадай" и др.).
В рефлексивно-управленческой технологии значительную роль выполняет диалогический метод, основывающийся на равенстве партнеров общения, взаимосотрудничестве.
Проблемно-тематические диалоги активизируют позицию личности, мыслительно-аналитическую деятельность участников спецкурса. Приведем в качестве примера некоторые вопросы, используемые в диалоге "Моя профессия — вчера, сегодня, завтра...".
Разговор может начинаться с понимания некоторых "привычных" терминов: массовая профессия; дефицитная профессия; престижная профессия; свободная профессия; новая профессия; редкая профессия; профессия широкого профиля; семейная профессия; вымирающая профессия; элитарная профессия; штучная профессия; вечная профессия.
Затем диалог переходит к теме "Специалист социальной работы в будущем", "Ваше видение этой профессии". Можно предложить построить профессиограмму вашей специальности (начните с того, каким должен быть результат вашего труда (социальная работа) и каким не должен быть). Или написать профессиографический (психологический) портрет современного социального работника.
Нижепредставленные вопросы вызывают дискуссию:
=> о ком можно сказать — состоявшийся (несостоявшийся) профессионал?
=> заканчивается ли профессиональное самоопределение к моменту выбора профессии?
=> при каких условиях карьера совпадает с реальным профессиональным ростом?
=> какой тип карьеры характерен для вашего личного профессионального пути?
=> ваше понимание понятия "карьера" (в широком и узком смысле слова)?
=> существуют ли закономерности профессионального развития, общие для всех профессий?
Одним из существенных методов и форм спецкурса-спецпрактикума в период вузовского и послевузовского обучения является профессиональный тренинг, способствующий формированию у человека необходимых профессиональных качеств, способностей, пополнению профессиональных умений и т.д.
При проведении профессионального тренинга могут применяться широко описанные в литературе приемы изменений состояния человека, характеризующиеся следующими принципами:
=> "разогрев", "размораживание" специалиста, обеспечение его открытости, снижения ненужной напряженности, преодоление личностного сопротивления изменениям;
=> лабиализация — осознание человеком неадекватности своего поведения в определенных ситуациях, неудовлетворенность прежними формами поведения, создание положительной мотивации к обучению, изменениям, готовности усвоения нового;
=> подача приемов, "техник" нового профессионального поведения, возможные его альтернативы;
=> "замораживание" — закрепление новых способов деятельности, интеграция их в личность[2].
Использование методов индивидуальной и групповой психокоррекции направлено в етшцкурсе на развитие коммуникативных и организаторских способностей студентов, социальных работников, их рефлексивных навыков (умение анализировать состояние и поведение группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней). Данные методы способствуют:
=> выработке и корректировке норм личностного поведения и межличностного взаимодействия;
=> развитию способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и с различными группами.