Каков ваш творческий потенциал?

Опросник дополняет тему самодиагностики, самоанали­за, самооценки, саморефлексии личности.

В спецкурс – практикум могут быть включены различные игры:

♦ защита от манипулирования ("прозвище", "откровен­ность против манипулирования", "список претензий" и др.);

♦ развивающие педагогическую интуицию ("психологи­ческий контакт", "телепатия", "отгадай" и др.).

В рефлексивно-управленческой технологии значительную роль выполняет диалогический метод, основывающийся на равенстве партнеров общения, взаимосотрудничестве.

Проблемно-тематические диалоги активизируют позицию личности, мыслительно-аналитическую деятельность участ­ников спецкурса. Приведем в качестве примера некоторые вопросы, используемые в диалоге "Моя профессия — вчера, сегодня, завтра...".

Разговор может начинаться с понимания некоторых "при­вычных" терминов: массовая профессия; дефицитная профес­сия; престижная профессия; свободная профессия; новая профессия; редкая профессия; профессия широкого профи­ля; семейная профессия; вымирающая профессия; элитар­ная профессия; штучная профессия; вечная профессия.

Затем диалог переходит к теме "Специалист социальной работы в будущем", "Ваше видение этой профессии". Мож­но предложить построить профессиограмму вашей специаль­ности (начните с того, каким должен быть результат вашего труда (социальная работа) и каким не должен быть). Или на­писать профессиографический (психологический) портрет со­временного социального работника.

Нижепредставленные вопросы вызывают дискуссию:

=> о ком можно сказать — состоявшийся (несостояв­шийся) профессионал?

=> заканчивается ли профессиональное самоопределе­ние к моменту выбора профессии?

=> при каких условиях карьера совпадает с реальным профессиональным ростом?

=> какой тип карьеры характерен для вашего личного профессионального пути?

=> ваше понимание понятия "карьера" (в широком и узком смысле слова)?

=> существуют ли закономерности профессионального развития, общие для всех профессий?

Одним из существенных методов и форм спецкурса-спецпрактикума в период вузовского и послевузовского обучения является профессиональный тренинг, способству­ющий формированию у человека необходимых профессиональ­ных качеств, способностей, пополнению профессиональных умений и т.д.

При проведении профессионального тренинга могут при­меняться широко описанные в литературе приемы измене­ний состояния человека, характеризующиеся следующими принципами:

=> "разогрев", "размораживание" специалиста, обеспе­чение его открытости, снижения ненужной напряженности, преодоление личностного сопротивления изменениям;

=> лабиализация — осознание человеком неадекватнос­ти своего поведения в определенных ситуациях, неудовлет­воренность прежними формами поведения, создание поло­жительной мотивации к обучению, изменениям, готовности усвоения нового;

=> подача приемов, "техник" нового профессионально­го поведения, возможные его альтернативы;

=> "замораживание" — закрепление новых способов де­ятельности, интеграция их в личность[2].

Использование методов индивидуальной и групповой пси­хокоррекции направлено в етшцкурсе на развитие коммуни­кативных и организаторских способностей студентов, соци­альных работников, их рефлексивных навыков (умение ана­лизировать состояние и поведение группы и свое собствен­ное, ситуацию и себя в ней). Данные методы способствуют:

=> выработке и корректировке норм личностного пове­дения и межличностного взаимодействия;

=> развитию способности гибко реагировать на ситуа­цию, быстро перестраиваться в различных условиях и с раз­личными группами.