Эстетические принципы барокко.

Поскольку мир, благодаря научным открытиям, стал представляться более сложным, с разнообразными связями в нём, в художественном творчестве так же утвердилось целостное восприятие действительности, и, как свидетельство этого, ансамблевое мышление, новый расцвет пережил синтез искусств (сочетание различных видов искусства в одном ансамбле на основе единого замысла, композиции и художественного решения). При таком подходе, отдельные виды искусства утрачивают свою обособленность, вступая в тесную взаимосвязь друг с другом на уровне содержания, стилистики, композиции, колорита и пр.

В XVII в. получили развитие два так называемых больших стиля – барокко и классицизм. Несмотря на то, что они были противоположны по своему содержанию и его художественному воплощению, барокко и классицизм сосуществовали в одно время.

Родиной стиля барокко являлась Италия. Стиль барокко, зародившийся в конце XVI в. использовался при возведении соборов и дворцов, заказчиками которых выступала католическая церковь и аристократия. Барокко относился к так называемым большим стилям, для которых был характерен всеобъемлющий синтез искусств.

Стилистика барокко отмечена драматизмом, иногда трагизмом мироощущения. Композиции барокко динамичны и напряжены, характеризуются сложной уравновешенностью и большим количеством деталей. Этот стиль характеризовался стремлением совместить иллюзию и реальность. Для живописи присущ тёплый колорит. Главное требование, предъявляемое современниками к мастеру барокко и его произведению – умение удивить, поразить воображение разнообразием и великолепием.

Наиболее яркими представителями искусства барокко являлись Ф. Б. Растрелли (Россия) в архитектуре, Л. Бернини (Италия) в скульптуре, П. П. Рубенс (Фландрия) в живописи.