Понятие нормы и отклонение от нормы в социальной педагогике

План изучения материала

1. Норма и отклонение: понятия и характеристики.

2. Типы отклонений.

3. Теории отклонений.

В любом обществе независимо от того, на какой стадии раз­вития оно находится — будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, ко­торые требуют особого внимания к себе. Это — люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или соци­альном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую груп­пу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, напри­мер, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было мило­сердно-сострадательным.

В современных США и западноевропейских государствах практически реализуется концепция интеграции людей, име­ющих те или иные отклонения, в общество, согласно которой эти люди рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограни­ченные возможности. Понятие «человек с проблемами» ши­роко используется в США, а понятие «люди с ограниченны­ми возможностями» больше характерно для европейских стран.

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными воз­можностями, прежде всего здоровья, становится все более ак­туальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изме­нить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа лиц с огра­ниченными возможностями, и прежде всего детей, следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требую­щий не отдельных, частных, а планомерных социальных ре­шений.

Но даже в условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в кото­рых они находятся, или состояние их здоровья не соответству­ют определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфе­ра нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «не­нормальное », « патологическое ». На практике — осознанно или неосознанно — происходит оценивание индивидов по призна­ку соответствия или несоответствия норме, которая и определя­ет эти границы.

Понятие нормы широко используется в медицине, психоло­гии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, ско­рее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в меди­цине ученые насчитывают до 200 его определений.

Сложность в определении понятия «норма» не только терми­нологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а кроме того со временем преобразу­ются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нор­мальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для здоровья человека привычки, курение считается признаком дурного тона.

Причем, чем демократичнее общество, тем терпимее оно от­носится к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламенти­ровать поведение человека, жестоко наказывать, если допуска­ется отклонение от предписанных норм.

При этом важно помнить, что норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Ис­пользование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэф­фициент для того или иного реального газа.

В медицине, психологии, социологии имеются свои показа­тели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответ­ствует норме, обозначается другим словом — «отклонение».

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характери­стики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребен­ка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алко­голизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной си­стемы, замене старых норм новыми.