Целостность - все части здания смотрятся едино, неотъемлемые части здания собраны в единый объем.

Кендзо был принципиальным сторонником японских архитектурных традиций. При этом одним из первых сумел отказаться от прямоугольной клетки японского дома, такой естественной, понятной, связанной с укладом жизни, с пропорциями татами, с конструктивной системой деревянных балок. Вместо того чтобы развивать эту природную функциональность, он привил национальной архитектуре богатство, мягкость и мощь железобетонной пластики. Считается, что именно он смог связать восточную архитектуру с ритмом и образом современной западной жизни, не только создав своеобразие японской школы современной архитектуры, но и сделав европейцев и американцев своими подражателями.

Основой всего Кензо считал "концепцию структуры", понимая ее, однако, своеобразно: "Структура существует в нескольких измерениях. Существуют и структуры, обуславливающие заданные ассоциации. Пространство передает людям послание. А структура, говоря языком лингвистики, устанавливает грамматический строй этих посланий. Более того, это тот же канал, с помощью которого люди могут войти в организованное пространство. И мы приходим к выводу, что невозможно понять здание, группу зданий или городскую среду без применения концепции структуры. В данном случае, когда подход к проектированию и структурированию имеет подобную концептуальную обусловленность-ассоциативность, он представляется близким к методам формалистов, нежели функционалистов.

В комплексе зданий Токийской Мерии соблюдены все вышеперечисленные условия- этот комплекс представляет собой четко структурированный организм, здесь структура как раз-таки обусловлена определенными ассоциациями, специфической культурной семантикой. Например, основной постулат восточной философии- единство противоположностей, находит здесь воплощение в корпусе, представляющем из себя объединение 2 башен- Северной и Южной.

Формально-эстетическая целостность достигается и через подчинение господствующему ритму. И, наконец, эстетическая целостность есть завершенность, притом не обязательно как законченность, но как смысловая упорядоченность и высказанность. Так завершенное в физическом смысле здание, имеющее основание, стены и крышу, может выглядеть эстетически незавершенным, ибо три составные части здания зрительно не выделены, не акцентированы, взгляд может продолжать здание неограниченно ввысь, вследствие чего сбивается масштабность сооружения. Город, если в нем даже и проглядывает визуальное единство, может производить впечатление эстетической незавершенности, если нет системы эстетически смысловых сгущений и «единого музыкального напора», по выражению А.Блока. Для архитектуры недостаточно функциональной и даже эстетической значимости, необходима эстетически-смысловая целостность, свой смысловой универсум.