Характеристика видов концертов

 

N Виды концертов   Характеристика концерта   Основные исполнители  
  Большие филармонические   Симфоническая инструментальная и вокальная музыка   Симфонические оркестры, хоровые капеллы, духовые оркестры, оперные вокалисты, органисты  
  Малые филармонические (камерные)   Камерная инструментальная и вокальная музыка   Камерные оркестры и инструментальные ансамбли, вокально-инструментальные ансамбли, камерные вокалисты, филармонические солисты инструментального исполнения  
  Эстрадные   Эстрадная инструментальная и вокальная музыка, юмор и сатира, танцевальные и цирковые номера, театрализованные представления легкого жанра и т.п.   Эстрадные оркестры и инструментальные ансамбли, эстрадные вокально-инструментальные ансамбли, солисты-вокалисты эстрадного жанра, цирковые артисты, артисты оригинального жанра, артисты художественного слова, сатирики и юмористы, артисты мюзик-холла и эстрадного танца.  
  Хореографические   Народные, классические, характерные и современные танцы   Ансамбли: народного и классического танца, солисты классического, характерного, современного танцев, театр танца.  
  Народных ансамблей   Народная вокально-инструментальная музыка и танцы   Народные хоры, ансамбли песни и танца  
  Литературные   Художественное слово   Артисты художественного слова, солисты-инструменталисты  
  Сборные   Включают номера всех видов концертов и исполнителей  

 

 

2.2.4. Каждый из этих видов концертов предъявляет свои специфические требования к организации зрелищного пространства (демонстрационная площадка и зона зрительских мест), а также к другим группам помещений концертных залов. В данных Рекомендациях приводятся дифференцированные требования с учетом видов концертов. Такой подход позволяет формировать концертные блоки (включая зрелищное пространство и все другие группы помещений) для определенного вида концерта, предусматривая при этом возможность универсализации залов и включения концертных блоков в многозальные комплексы.

 

2.2.5 При проектировании концертных залов помимо специфических требований, предъявляемых к организации зрелищного пространства отдельными видами концертов, следует учитывать также их общие свойства:

 

- преобладание музыкальной основы;

 

- ведущая роль инструментального состава исполнителей (кроме хореографии и литературных);

 

- ограниченное использование декораций (поэтому для концертов используются эстрады и сцены-эстрады);

 

- демократичность зрелища, т.е. максимальная приближенность выступающих и зрителей друг к другу;

 

- быстрая и ритмичная смена номеров;

 

- использование световых эффектов и видеоэкранов.

 

2.2.6. К общей характеристике концертов следует отнести: ненужность резервных складов, использование для репетиций, в основном, игровой площадки. Хореографическим концертным коллективам, помимо прочего, требуются репетиционные залы. Для крупных концертных коллективов необходимы большие артистические уборные, которые могут использоваться для дополнительной распевки, настройки инструментов, разминки. Хореографические коллективы имеют в составе швей и сапожников, поэтому в обслуживающих помещениях следует предусматривать место (зоны) для ремонта обуви и костюмов. Также необходимы специальные складские помещения для временного хранения костюмов и прочего багажа.

 

2.2.7. Разные виды концертов имеют разную привлекательность для зрителя (масштабность зрелища), характеризуемую посещаемостью или единовременным числом посетителей. По этому критерию концертные программы делятся на следующие группы:

 

- Крупнейшие - свыше 3000 зрителей;

 

- Крупные - 1201-3000 зрителей;

 

- Средние - 601-1200 зрителей;

 

- Малые - до 600 зрителей;

 

- Камерные - менее 200 зрителей.

 

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТИПЫ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ И ЗДАНИЙ

 

Основными качественными характеристиками концертных залов являются:

 

- комфортность,

 

- рациональность (в том числе функциональность и безопасность).

 

Комфортность удается максимально обеспечить в узкоспециализированных залах, рассчитанных на один вид концерта. Для этого необходимо удовлетворить функциональные требования программ этих концертов к объемно-пространственной организации и параметрам зрелищного пространства (зрительному залу и демонстрационной площадке), а также к сценическому оборудованию.

 

Достижения рациональности возможно добиться при условии правильного выбора вместимости зала и видов концертных программ с соответствующей степенью привлекательности (масштабности), при правильной функциональной организации сооружения, соблюдении условий безопасности пребывания и эвакуации.

 

Отдельные концертные залы могут проектироваться с учетом иных целей: престижности и повышения уровня культуры, для привлечения значимых программ, обеспечения условий деятельности уникального коллектива и др.

 

3.1. Новые направления проектирования концертных залов

 

3.1.1. Музыкальная основа концертных программ предъявляет особо жесткие требования к акустике зала. Симфоническая музыка качественно звучит лишь в залах с естественной акустикой, а эстрадная может хорошо восприниматься и в залах с искусственной акустикой.

 

3.1.2. Ведущая роль инструментального состава исполнителей концертных программ вызывает необходимость размещения их на демонстрационной площадке, а не в оркестровой яме (кроме хореографических программ), которая не является обязательным элементом концертного зала. Ограниченное использование декораций (или полное их отсутствие) допускает решение демонстрационной площадки в виде эстрады или сцены-эстрады.

 

3.1.3. Гастрольная система функционирования концертной деятельности позволяет развести процессы подготовки и реализации программ. Для реализации программ используются концертные залы - гастрольные площадки, при выборе которых следует учитывать специфику реализуемой концертной программы.

 

3.1.4. Для создания рациональной сети гастрольных площадок необходимы следующие типы концертных залов:

 

- специализированные концертные, рассчитанные на один вид концерта;

 

- универсальные концертные, рассчитанные на демонстрацию нескольких видов концертов;

 

- универсальные зрелищные, рассчитанные на концерты и другие виды зрелищ;

 

- многоцелевые, рассчитанные не только на концерты, другие виды зрелищ, но и на досуговые мероприятия.

 

3.1.5. Зарубежная и отечественная практика проектирования, строительства и эксплуатации показала, что повышения рациональности функционирования культурно-зрелищных объектов можно добиться путем предоставления посетителям возможности выбора зрелищных программ и попутных мероприятий, а также возможности самостоятельного формирования досуговых программ.

 

3.1.6. Для достижения этой цели создаются зрелищные многозальные комплексы. Многозальные здания позволяют не только увеличивать рациональность функционирования, но и уменьшать капитальные вложения на строительство зданий за счет сокращения и кооперирования близких по функции групп помещений (артистических, зрительских, репетиционных и т.п.).

 

3.1.7. Посещаемость зрелищных объектов существенно увеличивается при их размещении в центральной части города, при приближении остановок городского и внегородского транспорта, соседстве гостиниц, наличии парковок и главное, - при историко-культурной освоенности среды, являющейся традиционным местом проведения досуга. Чем дальше от центра размещается зрелищный объект, тем степень его многофункциональности должна быть выше.

 

3.1.8. Участок территории объекта должен допускать возможность развития комплекса. Организация и дизайн участка и особенно входной зоны должен соответствовать настрою посетителей перед посещением зрелища, так и после окончания его.

 

3.1.9. В случае размещения объекта в районах новостроек следует обеспечить благоустройство и озеленение участка, формирование архитектурно-пространственной и эстетико-культурной среды одновременно с вводом объекта в действие. При строительстве крупных комплексов, состоящих из нескольких зданий, очень важно определить целесообразную последовательность ввода его отдельных блоков. При проектировании крупного зрелищного здания следует учитывать последствия его ввода в действие, отнимающее программы соответствующей масштабности у объектов старой сети. В связи с этим возникает необходимость в корректировке сети для восстановления эффективности отдельных объектов, поиск для них новых программ (а, возможно, и другого профиля).

 

3.1.10. При проектировании концертного зала необходимо системное рассмотрение сети объектов культуры района, микрорайона, что позволит решить следующие задачи:

 

- повысить уровень обслуживания населения зрелищными (в том числе и концертными) программами;

 

- обеспечить рациональность функционирования сети.

 

3.2. Типы концертных залов

 

3.2.1. Мировая и отечественная практика свидетельствует, что концертные программы демонстрируются, как правило, в следующих типах залов:

 

- узкоспециализированных (филармонических, органных, хоровых и т.п.), предназначенных для программ одного профиля и масштабности (если число таких программ обеспечивает годовой цикл функционирования зала);

 

- универсальных концертных, допускающих демонстрацию программ различных видов концертов одной масштабности;

 

- универсальных зрелищных залах (театрально-концертных, киноконцертных, театрально-киноконцертных, спортивно-концертных, цирко-концертных и др.), допускающих демонстрацию различных видов концертных программ и ряда программ других видов зрелищ одной масштабности;

 

- многоцелевых залах (концертно-танцевальных, концертно-танцевально-банкетных, лекционно-концертных и др.), допускающих демонстрацию различных видов концертов и других видов зрелищ, а также досуговых и/или общественных видов деятельности (танцы, банкеты, собрания, елки и т.д.) одной масштабности.

 

3.2.2. Узкоспециализированные типы концертных залов создаются для демонстрации концертных программ с весьма специфическими требованиями к организации зрелищного пространства и сценическому оборудованию, а также для уникальных программ или программ, исполнителями которых являются мало мобильные коллективы. Как правило, такой зал становится стационаром концертного коллектива.

 

3.2.3. Универсальные концертные залы предназначены для демонстрации различных видов концертных программ (симфонических, эстрадных, народного искусства) и прежде всего сборных концертов.

 

3.2.4. Универсальным зрелищным залам следует адресовать программы с близкими функциональными требованиями к зрелищному пространству. Имеется возможность менять архитектурную среду с помощью трансформируемых устройств (настраивать акустику зала как музыкальный инструмент, создавать нужный уклон пола, изменять профиль потолка и объем зала, менять тип демонстрационной площадки и ее размеры и т.д.). Однако следует учитывать сложности трансформаций, существенные затраты, трудности достижения звукоизоляции, а также необходимость использовать при эксплуатации достаточно квалифицированные в техническом отношении кадры.

 

3.2.5. В многоцелевых залах концертная программа из-за ее уникальности оказывается сопутствующей функцией, а доминируют развлекательные (танцы и балы) или общественные виды деятельности (проведение собраний, конгрессов, фестивалей, съездов). К таким объектам относятся городские общественные и клубные залы. В прошлом к таким объектам относились здания сословных собраний (дворянских, благородных, купеческих).

 

3.2.6. Привлекательно (правда редко используется) совмещение концертных и цирковых функций в одном здании. Такой зал со сценой-ареной возник еще до революции - цирко-концертный зал в Иваново-Вознесенске (не сохранился). Концертные и цирковые программы могут чередоваться в музыкальном центре в Утрехте, Нидерланды (см. рис.4 и 5, приложения 10).

 

3.2.7. Помимо специально построенных залов для демонстрации концертных программ используются другие объекты культуры:

 

- помещения памятников культуры - салонные залы и залы-гостиные в дворцах-музеях и усадебных комплексах (Останкино, Кусково, театр Гонзаго в Архангельском и др.);

 

- музейные экспозиции и выставочные залы картинных галерей ("Декабрьские вечера" в Белом зале ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковской галерее, Музее им. М.Глинки, и др.);

 

- клубные помещения творческих объединений (Белая гостиная Центрального дома архитекторов);

 

- залы и аудитории системы дополнительного образования (Малый зал московской Консерватории, концертный зал училища им. Гнесиных).

 

3.2.8. Все перечисленные типы залов имеют право на введение в разрабатываемую классификацию зрелищных залов и использование в качестве элементов зрелищной сети для демонстрации концертных программ.

 

3.2.9. Рациональность функционирования концертных залов достигается правильностью выбора их назначения и вместимости, а также с помощью кооперирования холлов и других помещений, многоцелевого использования всех возможных помещений, эффективной архитектурно-планировочной схемы всего комплекса и зальных пространств в частности.

 

3.2.10. Целесообразно создание новых типов концертных залов:

 

- специализированных эстрадных залов, предназначенных для выступления джазовых и эстрадных оркестров в условиях естественной акустики;

 

- специализированных залов народной вокально-инструментальной музыки и танцев.

 

3.2.11. Необходимость создания специализированных эстрадных залов объясняется растущей популярностью этого жанра и развитием шоу-бизнеса, производством большого числа джазовых и эстрадных программ. Этот тип залов уже постепенно внедряется в организуемые в Москве развлекательные центры.

 

3.2.12. Целесообразность создания специализированных залов народной музыки и танцев связана с одним из направлений развития туризма в столице - культурным туризмом. Туристов, прежде всего, интересует специфическое искусство страны пребывания, особенно, если страна многонациональна и многокультурна. Популярность этого направления подтверждается выделением в самостоятельный жанр этнической музыки, например, этнического рока. Создание такого типа специализированных концертных залов целесообразно в составе центров народного искусства.

 

3.2.13. Предлагаемая классификация концертных залов приведена в табл.3.2.1.

 

 

Таблица 3.2.1