Животные, птицы, насекомые, растения.
Аист. Вбиблейской символике - символ счастья, вопреки традиции рассматривать всех ходульных птиц как «нечистых животных». Это связано с тем, что аист поглощает змей - сатанинских созданий. Возвращение аиста весной в северных странах толковалось как символ воскресения. Спокойное стояние на ноге делает его образом медитации и созерцания. Психоаналитическое толкование символа осуществляется через олицетворение клюва как знака фаллоса, «источника детей».
Носорог - его рог ценится как средство, повышающее потенцию, иявляется Носорог фаллическим символом.
Бабочка - способность к превращениям и красота, а также -преходящий характер радости. В Японии - символ молодой женщины и семейных радостей.
Бык - олицетворение жизненной силы и мужской власти. Двойственность символики: если сила и дикость - позитивные черты, то тупая бессмысленность и жестокость нападений внушали ужас. Отсюда - религиозные ритуалы, где игры и победа над быком олицетворяли победу над животной силой (древне-критские культы, бой быков в юго-западной Европе). Религиозно-историческая роль - в культах быка, где высокая половая потенция символизирует природные жизненные силы.
Волк - олицетворение диких и сатанинских сил, символ алчности и жестокости. В психологическом учении о символах волк олицетворяет большой поток чуждой энергии, вторгающийся в культурную часть души. В школе К.Г.Юнга волк рассматривается как указание на угрозу со стороны не связанных с сознанием сил. В геральдике волк рассматривается в положительном смысле и имеет значение бдительности и осмотрительности.
Жаба - символически рассматривается преимущественно негативно из-за своего непривлекательного вида и едких выделений. Представляются демоническими существами и описываются как «домашние животные» ведьм. В сказаниях она нередко выступает как хранительница сокровищ.
Паук - в мифах - символическое существо с негативным смыслом. В христианской символике «злой» паук противостоит «добрым» пчелам и представляет греховные побуждения, которые высасывают кровь из человека.
Слон - воплощение наследственной мудрости и неагрессивной мощи. Из-за долгожительства символизирует долголетие, преодоление смерти. Сожжение шерсти или кости слонов употреблялось для защиты от демонических, злых сил.
Собака - олицетворение верности и бдительности, нередко выступает стражем ворот в потусторонний мир (как трехглавый пес Цербер). Собаки считались «духовидцами» и использовались в качестве животных, предупреждающих человека о незримых опасностях. В пластических искусствах собака символизирует безоглядную готовность к вере, а в негативном аспекте - является воплощением неукротимого гнева.
Цветы - символы молодой жизни, из-за звездообразной структуры лепестков - символы Солнца, всего мира или его середины. Часто - эротические символы (роза в эпоху Средневековья). В христианской символике открытая кверху чашечка цветка указывает на получение Божьих даров, радость от природы в раю, а также на непостоянство земной красоты. В Христианстве цветовая символика разнообразна: лилия олицетворяет чистоту Девы Марии, ирис - ее величие, клевер и анютины глазки - Троицу, подорожник и маргаритки - смирение, колючие же растения и насекомые символизируют адские силы.
Роза - символ побеждающей смерть любви и возрождения. В христианстве - символ крови Христа и, одновременно, небесной любви, упоминаемой Данте в «Божественной комедии» как «белая роза». В алхимии красная и белая роза являются символом дуалистической системы «красное / белое» - первоначал серы и ртути. Связь креста и пятилепестковой розы образует символ розенкрейцеров. При погребении члена масонского братства клали в могилу три розы (свет, любовь, жизнь). В геральдике роза присутствует в гербах Йорков (белая роза) и Ланкастеров (красная), в «Розе Тюдоров» - обе розы.
Лавр - символ мира, следующего за победой над врагом. Лавровые листья ритуально очищали от пролитой крови. Лавру приписывалась целительная сила и сила очищения от душевного осквернения.
Металлы. Драгоценные и полудрагоценные камни - в астрологической символике соответствуют двенадцати знакам зодиака, где Овну соответствует камень цвета крови, Тельцу - изумруд, Близнецам - разноцветные камни, Раку - адуляр, Льву -рубин или алмаз, Деве - берилл, Весам - агат, Скорпиону - аметист, Стрельцу - бирюза, Козерогу - оникс, Водолею - янтарь, Рыбам - кораллы. С определенными драгоценными камнями считались символически связанными планеты. Солнцу соответствовали алмаз, горный хрусталь, турмалин, Луне - жемчуг, адуляр, агат, Марсу - рубин, гранат, кораллы, сердолик, Меркурию - берилл, тигровый глаз, топаз, агат, янтарь, циркон, Юпитеру - изумруд, жадеит, змеевик, малахит, Венере - лазурит, сапфир, аквамарин, Сатурну - аметист, темные виды оникса и сапфир.
Алмаз - («адамас» или «адамант») - «королева жемчуга» -имеет значение совершенства, чистоты и неприкосновенности. В традиционной символике соответствует солнцу, свету и жизни, постоянству в любви и страдании, честности i re. II( народным поверьям, алмаз сообщает невидимость, отпу] призраков и завоевывает благосклонность женщин.
Жемчужина - в символике рассматривается как драгоценный камень, который из-за нежно мерцающего блеска считается «лунным» и женским, а его круглая форма обозначает совершенство. В Греции - символ родившейся из морской пены Афродиты, в древнем Китае - драгоценности, добродетели и чистоты.
Железо - подвластно богу войны Марсу, а цвет его ржавчины напоминает кровь. В античности считалось отпугиваю1 злых духов, из него делались амулеты. Железная подкова как символ счастья возникла благодаря вере в свойства железа, связана с самой формой изделия, напоминающего Луну, а также зависит от контакта с лошадью, чье символическое значение было всегда существенно.
Итак, обобщим, что символ есть определенный тип знака, поэтому культура, в принципе, функционирует не только как совокупность знаков, но и как система символов. Изучая их, можно изучить саму культуру, так как именно символ - как средство реализации ценностей и смыслов культуры - выступает ее демиургом, превратившим homo gabilis - человека умелого - в homo sapiens - человека разумного. Немецкий философ-идеалист Эрнст Кассирер в качестве символических форм - автономных и самодостаточных - рассматривал язык, миф, религию, искусство, науку, историю, человек же в этой концепции представал как «животное, создающее символы».
Символы как воплощение исторического опыта одинаково легко читаемы представителями различных культур, и именно они, а не рационально представленная ценность товара, воспринимаются в первую очередь. В рекламе постоянно воспроизводятся ставшие классическими символы «золотого века», «доброго старого времени», «русской души», «рога изобилия» и т.п. Многие из символов русской православной церкви, ставших сегодня одновременно символами российской государственности (Георгий Победоносец, Сергий Радонежский, храм
return false">ссылка скрытаХриста Спасителя, Собор Покрова-на-рву), выступают как общепринятые и равнодоступные для восприятия практически во всех культурах.
Характерно, что одни из символов - земли, огня, неба, весны, дня, дома, солнца, верха - в рекламе маркированы, в целом, положительно, другие же - влаги, ночи, луны, низа, далекого, черного - отрицательно. Эта же бинарная логика мышления выделяет еще одну важную семантически противоположную пару - мужчины как воплощения инициативы, носителя этических ценностей и креативного мышления и менее позитивно оцениваемой женщины. Роль символов в рекламе огромна: через символизацию предмета можно вызвать позитивные ассоциации, связанные с предлагаемым товаром или услугой, дать представление о стране-производителе, выделить товар среди конкурентов, помочь потребителю осознать его высокую престижность, напомнить о хорошо знакомом предмете из освоенной среды.
Глава 14.
Типология рекламы как отражение ее функциональности
14.1. Проблемы классификации рекламы
Попытки классификации рекламы, систематизации ее отдельных видов в группы и категории, осуществлялась многими специалистами - как теоретиками, так и практиками - сначала на Западе, а затем и в отечественной науке. Очевидно, что подобных систем существует и может существовать ровно столько, сколько имеется оснований для таковых классификаций. Несмотря на многообразие подходов к данной проблеме, можно выделить несколько основных таких систем:
• По воздействию на органы чувств: акустическая, оптическая, оптически-вкусовая, оптически-осязательная, оптически-обонятельная1 .
• По технической однородности - по видам и средствам исполнения: печатная, световая, акустическая, телевизион-
1 Гекль Б. Средства рекламы, их создание, оценка и использование. Прага, 1962. Куренина С. и Сухановская Р. Печатная торговая реклама. М., Экономика, 1966.
2 Эдварде Ч. и Броун Р. Реклама в розничной торговле США/Перевод Бу-тенко В. и Яковича А. М., 1967.