По каким правилам следует извещать иностранных лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, находящихся за рубежом?

 

До недавнего времени КоАП не содержал норм, посвященных вопросам извещения иностранных лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, находящихся за рубежом, что во многом было обусловлено отсутствием межгосударственных соглашений Российской Федерации о правовой помощи по административным делам. Поэтому на практике иностранные граждане и юридические лица, проживающие и находящиеся за рубежом, извещались о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по тем же правилам, что и граждане, находящиеся на территории РФ, т.е. с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации адресатом (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.), без соблюдения специальных процедур, связанных с направлением запроса о вручении и свидетельства о вручении в центральный орган соответствующего государства, как это имеет место в производстве по гражданским делам.

Однако с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" ситуация изменилась. Откликаясь на нужды практики, законодатель ввел в КоАП главу 29.1 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях", согласно которой при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных данным Кодексом, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, направляет запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства в соответствии с международным договором РФ <1> или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное.

--------------------------------

<1> До настоящего времени Российской Федерацией не заключено ни одного международного договора о правовой помощи по административным делам, который регулировал бы вопросы судебных извещений при рассмотрении таких дел.

 

Как следует из содержания ч. 2 ст. 29.1.1 КоАП, такой запрос направляется через:

- Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;

- Высший Арбитражный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности арбитражных судов РФ;

- Минюст России - по вопросам, связанным с деятельностью судов, за исключением случаев, указанных в п. 1 и п. 2;

- МВД России, ФСБ России, ФСКН России - в отношении процессуальных действий по вопросам их административной деятельности;

- орган, уполномоченный в соответствии с международным договором РФ об оказании правовой помощи на направление и получение запросов, связанных с реализацией соответствующего международного договора;

- Генеральную прокуратуру РФ - в остальных случаях.

Согласно ст. 29.1.4 КоАП аналогичным образом решается вопрос о вызове в суд свидетелей, потерпевших, их представителей, а также экспертов, находящихся за пределами территории РФ.

Таким образом, по смыслу закона, лица, участвующие в деле, рассматриваемом мировым судьей, судьей районного или регионального суда, находящиеся или проживающие за пределами Российской Федерации, извещаются путем направления запроса через Минюст России. Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях и прилагаемые к нему документы сопровождаются заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Особо следует отметить, что в этом случае срок рассмотрения дела не продлевается, так как КоАП это не предусмотрено.

Наряду с изложенным правоприменителям следует учитывать принципиально новые позиции ст. 29.1.6 КоАП, в которой закреплено, что в случае совершения административного правонарушения на территории РФ иностранным юридическим лицом или иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ все материалы возбужденного и расследуемого дела об административном правонарушении передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления административного преследования.

 

Может ли ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении быть признано несущественным нарушением норм процессуального права, не влекущим отмену вынесенного постановления, если оно не повлияло на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела?

 

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП одним из оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Положения данной нормы, оцениваемые в контексте ст. 25.1 КоАП, предусматривающей право лица, в отношении которого ведется производство по делу, участвовать в рассмотрении дела, и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на справедливое судебное разбирательство, позволяют сделать вывод о том, что рассмотрение дела в отсутствие указанного лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием для отмены вынесенного постановления, независимо от того, повлияло ли данное нарушение на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела. В связи с этим следует иметь в виду, что положения п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП не могут быть истолкованы как дающие судье право оставить в силе обжалуемое постановление, если ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, не повлияло, по его мнению, на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела.

 

3.5. Рассмотрение дела об административном правонарушении

в области дорожного движения