Возможности выбора в городе

Любой человек осуществляет многочисленные выборы на протяжении всей жизни, проявляя свои субъектность и субъективность, более или менее осознанно оценивая имеющиеся у него альтерна­тивы, самоопределяясь по отношению к ним.

Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асо­циальных и антисоциальных явлений, городской образ жизни в целом предоставляют каждому своему жителю огромный ряд са­мых различных альтернатив. Это создает потенциальные возмож­ности для индивидуального выбора в различных сферах жизне­деятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее сущест­венные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтер­натив, будучи своеобразным «узлом» информации и информацион­ным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены куль­турно-просветительные, коммерческие, информационные и дру­гие организации. Носителями информации являются и архитекту­ра, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди.

Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромным количеством людей. (Если в селе за день может быть несколько десятков встреч, то в крупном городе число контактов достигает десяти тысяч.) Ребенок, подросток, юноша силой своей фантазии

невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что, в конце концов, накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентиро­ваться в окружающей действительности. Все это может культиви­ровать в растущем человеке способности к восприятию, созерца­нию, наблюдению, интерес к чужой жизни как к возможному ва­рианту иди антиварианту своей.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возмож­ность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В целом город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп обще­ния. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.

Определенное время юный горожанин может проводить вне вся­ких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно не извест­ных (на улицах, в парках, магазинах). Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, т.е., соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им. Все это создает возможности для их значительной личной автономии от групп и коллективов.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодей­ствия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одоб­ряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частно­сти. Общение между взрослыми и младшими (в семье, в школе и вообще) по мере взросления ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым (хотя, конечно, есть и исключения из этой общей тенденции).

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».

В-четвертых, социально-культурная дифференциация город­ского населения, с одной стороны, а с другой - довольно тесное территориальное соседство представителей различных социаль­ных и профессиональных слоев приводят к тому, что юный го-

рожанин не только видит и знает различные стили жизни и цен­ностные устремления, но и имеет возможность «примерять» их на себя. Фактически юный горожанин может одновременно уча­ствовать как бы в нескольких «социальных мирах». В каждом из этих «миров» складывается свой кодекс требований, свои стан­дарты жизни и общения. Все это значительно расширяет обще­культурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юно­шей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, сис­тем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от типологических характери­стик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он использует предоставляемые городом возможности.