Выбор главных размеров и расчет обмотки статора
Техническое задание на учебное проектирование асинхронного двигателя содержит номинальные данные проектируемой машины и указания о режиме ее работы, исполнении по способу монтажа, степени защиты от воздействия окружающей среды и системе охлаждения. Кроме того, могут быть заданы также дополнительные требования к проектируемому двигателю, например наименьшие допустимые значения кратности максимального и минимального моментов, а для двигателей с короткозамкнутыми роторами также предельные значения пускового тока и наименьшие значения пусковых моментов. В отношении требований, не оговоренных в задании, спроектированная машина должна удовлетворять соответствующим ГОСТам.
Расчет асинхронных машин начинают с определения главных размеров: внутреннего диаметра статора D и расчетной длины магнитопровода . Размеры D и связаны с мощностью, угловой скоростью и электромагнитными нагрузками выражением машинной постоянной:
. (3.1)
В начале расчета двигателя все величины, входящие в (3.1), кроме синхронной угловой скорости, неизвестны. Поэтому расчет проводят, задаваясь на основании имеющихся рекомендаций значениями электромагнитных нагрузок (А и ), коэффициентов ( , и ), и приближенно определяют расчетную мощность . Остаются два неизвестных (D и ), однозначное определение которых без дополнительных условий невозможно. Таким условием является отношение или более употребительное в расчетной практике отношение . Это отношение в значительной степени определяет экономические данные машин, а также оказывает влияние на характеристики и условия охлаждения двигателей.
Высоту оси вращения предварительно определяют по рис. 3.1, а или б для заданных и в зависимости от исполнения двигателя.
Внешние диаметры сердечников статоров двигателей серий в зависимости от высоты оси вращения при учебном проектировании могут быть приняты по данным табл. 3.1.
Таблица 3.1. Внешние диаметры статоров асинхронных двигателей
различных высот оси вращения
h, мм | ||||||
, мм | 0,08–0,096 | 0,1–1,08 | 0,116–0,122 | 0,131–0,139 | 0,149–0,157 | |
h, мм | ||||||
, мм | 0,168–0,175 | 0,191–0,197 | 0,225–0,233 | 0,272–0,285 | 0,313–0,322 | |
h, мм | ||||||
, мм | 0,349–0,359 | 0,392–0,406 | 0,437–0,452 | 0,52–0,53 | 0,59 | 0,66 |
Рис. 3.1. Высота оси вращения h двигателей различных мощностей и частоты вращения:
а – со степенью защиты IP44; б – со степенью защиты IP23
Внутренний диаметр статора D в общем случае можно определить по внешнему диаметру, высотам ярма ( ) и зубцов ( ) статора:
.
На данном этапе расчета размеры и неизвестны. Поэтому для определения D используют эмпирические зависимости. При одном и том же уровне индукции на участках магнитопровода в машинах с одинаковым D высота ярма статора будет пропорциональна потоку, а следовательно, обратно пропорциональна числу полюсов машины (прямо пропорциональна полюсному делению). Принимая, что размеры пазов не зависят от числа полюсов машины, получаем приближенное выражение
. (3.2)
Значения коэффициентов , приведенные в табл. 3.2, характеризуют отношения внутренних и внешних диаметров сердечников статоров асинхронных двигателей серий 4А и АИ при различных числах полюсов и могут быть использованы для предварительного определения D вновь проектируемой машины.
Таблица 3.2. Отношение в асинхронных двигателях
в зависимости от числа полюсов
2р | 10–12 | ||||
0,52–0,6 | 0,62–0,68 | 0,7–0,72 | 0,72–0,75 | 0,75–0,77 |
Далее находят полюсное деление τ, м:
, (3.3)
и расчетную мощность P', В · А:
, (3.4)
где — мощность на валу двигателя, Вт;
— отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, которое может быть приближенно определено по рис. 3.2.
Рис. 3.2. Значения коэффициента
Предварительные значения η и , если они не указаны в задании на проектирование, находятся по ГОСТу. Приближенные значения η и могут быть приняты по кривым рис. 3.3.
Предварительный выбор электромагнитных нагрузок А, А/м, и , Тл, должен быть проведен особо тщательно, так как они определяют не только расчетную длину сердечника, но и в значительной степени характеристики машины. При этом если главные размеры машины зависят от произведения [см. (3.1)], то на характеристики двигателя оказывает существенное влияние также и соотношение между этими величинами. Рекомендации по выбору А и представлены в виде кривых на рис. 3.4 для машин различных мощности и исполнения. На каждом из рисунков даются области их допустимых значений. При выборе конкретных значений А и в пределах рекомендуемой области следует, руководствуясь приведенными выше замечаниями, учитывать требования технического задания к характеристикам проектируемого двигателя.
Коэффициент полюсного перекрытия и коэффициент формы поля в асинхронных машинах определяются степенью уплощения кривой поля в зазоре, возникающей при насыщении зубцов статора и ротора, и могут быть достаточно достоверно определены только после расчета магнитной цепи. Поэтому для расчета магнитной цепи удобнее рассматривать синусоидальное поле, а влияние уплощения учесть при расчете магнитного напряжения отдельных участков магнитной цепи.
Рис. 3.3. Примерные значения КПД и cosφ асинхронных двигателей:
а – со степенью защиты IP44 и мощностью 30кВт; б – со степенью защиты IP44 и мощностью до 400кВт;
Основываясь на этом, значения коэффициентов предварительно принимают равными:
; .
Предварительное значение обмоточного коэффициента выбирают в зависимости от типа обмотки статора. Для однослойных обмоток . Для двухслойных и одно-двухслойных обмоток при 2р=2 следует принимать и при большей полюсности .
Синхронная угловая частота двигателя Ω, рад/с, рассчитывается по формуле
или , (3.5)
где — синхронная частота вращения, об/мин;
— частота питания, Гц.
Из (9.1), с учетом значения , расчетная длина магнитопровода, м,
. (3.6)
Рис. 3.4. Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей со степенью защиты IP44 при высоте оси вращения:
а – h≥132мм; б – h = 150…250 мм; в – h≥280мм (с продуваемым ротором)
Критерием правильности выбора главных размеров D и служит отношение , которое обычно находится в пределах, показанных на рис. 3.5 для принятого исполнения машины. Если λ оказывается чрезмерно большим, то следует повторить расчет для ближайшей из стандартного ряда большей высоты оси вращения А. Если λ слишком мало, то расчет повторяют для следующей в стандартном ряду меньшей высоты А.
Рис. 3.5. Отношение у двигателей исполнения по степени защиты IP44
Следующий этап расчета включает определение числа пазов статора и числа витков в фазе обмотки статора . При этом число витков фазы обмотки статора должно быть таким, чтобы линейная нагрузка двигателя и индукция в воздушном зазоре как можно более близко совпадали с их значениями, принятыми предварительно при выборе главных размеров, а число пазов статора обеспечивало достаточно равномерное распределение катушек обмотки.
Чтобы выполнить эти условия, вначале выбирают предварительно зубцовое деление , в зависимости от типа обмотки, номинального напряжения и полюсного деления машины. Для более равномерного распределения катушек обмотки по длине окружности зазора необходимо большое число пазов, а следовательно, маленькие зубцовые деления. В то же время ширина паза, составляющая примерно половину зубцового деления, не должна быть слишком малой, так как в этом случае ухудшается заполнение паза медью обмотки, а в машинах небольшой мощности может также недопустимо уменьшиться механическая прочность зубцов. Кроме того, надо иметь в виду, что стоимость машины с увеличением числа пазов возрастает, так как увеличиваются сложность штампа и трудоемкость изготовления и укладки обмоток.
Значения зубцовых делений статора асинхронных двигателей с обмоткой из круглого провода, необходимые для предварительного выбора числа пазов, приведены на рис. 3.6. Меньшие значения в каждой из показанных на рисунке областей возможных значений характерны для машин меньшей мощности для каждого из диапазонов высот осей вращения. Следует отметить, что двигатели с h≥280мм обычно выполняют с обмоткой из прямоугольного провода, но в многополюсном исполнении при 2p≥10 (в двигателях с h = 280 и 315 мм) из-за малой высоты спинки статора размещение лобовых частей катушек из прямоугольного провода затруднено, поэтому такие машины выполняют с обмоткой из круглого провода, имеющей мягкие, легко поддающиеся формовке лобовые части.
Рис. 3.6. Зубцовые деления статоров асинхронных двигателей с обмоткой из круглого провода с высотами оси вращения:
1 – h≤90мм; 2 – 90<h<250мм; 3 – h≥280мм
Для машин с обмоткой из прямоугольного провода при и в высоковольтных машинах зависит от мощности и номинального напряжения и может быть взято в соответствии с данными табл. 3.3.
Таблица 3.3. Зубцовое деление статора , м, при прямоугольных пазах
Полюсное деление τ, м | Напряжение, В | ||
до 660 | |||
Менее 0,15 0,15–0,4 Более 0,4 | 0,016–0,02 0,017–0,022 0,02-0,028 | 0,022-0,025 0,024–0,027 0,026–0,032 | 0,024–0,03 0,026-0,029 0,028-0,038 |
Окончательное число пазов статора следует выбирать в полученных пределах с учетом условий, налагаемых требованиями симметрии обмотки, и желательного для проектируемой машины значения числа пазов на полюс и фазу . Число пазов статора в любой обмотке асинхронных машин должно быть кратно числу фаз, а число в большинстве асинхронных машин должно быть целым.
При определении числа эффективных проводников в пазу руководствуются следующим: должно быть целым, а в двухслойной обмотке желательно, чтобы оно было кратным двум. Применение двухслойных обмоток с нечетным допускается лишь в исключительных случаях, так как это приводит к необходимости выполнять разновитковые катушки, что усложняет технологию изготовления и укладки обмотки. Поэтому полученные в расчете числа приходится округлять до ближайшего целого или четного числа. Чтобы это округление не было слишком грубым (что особенно заметно при малых ), вначале определяют предварительное число эффективных проводников в пазу при условии, что параллельные ветви в обмотке отсутствуют (а = 1):
, (3.7)
где А — принятое ранее значение линейной нагрузки, А/м;
— номинальный ток обмотки статора, А:
, (3.8)
(η и cosφ заданы или выбраны в начале расчета).
Полученное по (3.7) значение не округляют до целого, а находят такое число параллельных ветвей обмотки а, при котором число эффективных проводников в пазу либо будет полностью удовлетворять отмеченным условиям, либо потребует лишь незначительного изменения:
. (3.9)
Число а при этом, естественно, может быть взято только из рада возможных чисел параллельных ветвей для обмотки данного типа и заданного числа полюсов.
Полученное из (3.9) число округляют до ближайшего целого или четного в зависимости от типа обмотки.
Принятое на данном этапе расчета число параллельных ветвей а в дальнейшем при выборе размеров и числа элементарных проводников может быть изменено. В этом случае пропорционально изменяется также и .
Окончательное число витков в фазе обмотки
. (3.10)
Окончательное значение линейной нагрузки, А/м,
. (3.11)
Оно, как правило, незначительно отличается от принятого ранее, так как его изменение определяется только отношением рассчитанного по (3.9) и принятого числа эффективных проводников в пазу . Полученное значение А нужно сопоставить с рекомендуемым (см. рис. 3.4).
Уточняют значение потока Ф, Вб:
, (3.12)
и определяют индукцию в воздушном зазоре , Тл:
. (3.13)
Если полученное значение выходит за пределы рекомендуемой области (см. рис. 3.4) более чем на ±5 %, следует принять другое значение числа и повторить расчет.
Если линейная нагрузка и индукция в воздушном зазоре при принятом числе пазов и эффективных проводников в пазу находятся в рекомендуемых пределах, переходят к расчету сечения эффективного проводника и обмоточного провода.
Сечение эффективных проводников, м2, определяют, исходя из тока одной параллельной ветви и допустимой плотности тока в обмотке:
. (3.14)
С точки зрения повышения использования активных материалов плотность тока должна быть выбрана как можно большей, но при этом возрастают потери в меди обмотки. Увеличение потерь сказывается, во-первых, на повышении температуры обмотки и, во-вторых, на КПД двигателя. В асинхронных двигателях общего назначения при принятой в них системе косвенного охлаждения влияние плотности тока на нагрев обмотки более существенно, чем на КПД. На этом основании определены качественные зависимости допустимой плотности тока в обмотках различных машин. Она повышается с уменьшением габаритов машины, с увеличением допустимого нагрева обмотки при переходе на другой, более высокий класс нагревостойкости изоляции и с повышением интенсивности охлаждения (например, в машинах защищенного исполнения по сравнению с закрытыми обдуваемыми двигателями).
Нагрев пазовой части обмотки зависит от произведения линейной нагрузки на плотность тока (AJ). Поэтому выбор допустимой плотности тока производят с учетом линейной нагрузки двигателя:
. (3.15)
Значения (AJ) для асинхронных двигателей различных исполнения и мощности приведены на рис. 3.7.
Для всыпных обмоток могут быть использованы обмоточные провода диаметром не более 1,8 мм, однако в современных двигателях для повышения надежности обмотки и упрощения ее укладки в пазы используют провода меньшего диаметра. В обмотках, предназначенных для механизированной укладки, диаметр изолированного провода обычно берут не более 1,4 мм, а при ручной укладке (двигатели с h > 160 мм) — не более 1,7 мм.
Рис. 3.7. Средние значения произведения AJ асинхронных двигателей
со степенью защиты:
а – IP44, h≤132мм; б – IP44, h=160…250мм; в – IP44, h=280…355мм (при продуваемом роторе)
Если расчетное сечение эффективного проводника в машинах со всыпной обмоткой выше значений, соответствующих указанным диаметрам, то эффективный проводник делят на несколько элементарных. Для этого по табл. 3.4 подбираются сечение и число элементарных проводников , составляющих один эффективный, таким образом, чтобы диаметр элементарных проводников не выходил за указанные пределы, а их суммарная площадь сечения была близка к расчетному сечению эффективного проводника:
. (3.16)
Таблица 3.4. Диаметр и площади поперечного сечения
круглых медных эмалированных проводов марок ПЭТВ и ПЭТ-155
Номинальный диаметр неизолированного провода, мм2 | Среднее значение диаметра изолированного провода, мм | Площадь поперечного сечения неизолированного провода, мм2 | Номинальный диаметр неизолированного провода, мм2 | Среднее значение диаметра изолированного провода, мм | Площадь поперечного сечения неизолированного провода, мм2 |
0,08 | 0,1 | 0,00502 | (0,53) | 0,585 | 0,221 |
0,09 | 0,11 | 0,00636 | .0,56 | 0,615 | 0,246 |
0,1 | 0,122 | 0,00785 | 0,6 | 0,655 | 0,283 |
0,112 | 0,134 | 0,00985 | 0,63 | 0,69 | 0,312 |
0,125 | 0,147 | 0,01227 | (0,67) | 0,73 | 0,353 |
(0,132) | 0,154 | 0,01368 | 0,71 | 0,77 | 0,396 |
0,14 | 0,162 | 0,01539 | 0,75 | 0,815 | 0,442 |
0,15 | 0,18 | 0,01767 | 0,8 | 0,865 | 0,503 |
0,16 | 0,19 | 0,0201 | 0,85 | 0,915 | 0,567 |
0,17 | 0,2 | 0,0227 | 0,9 | 0,965 | 0,636 |
0,18 | 0,21 | 0,0255 | 0,95 | 1,015 | 0,709 |
(0,19) | 0,22 | 0,0284 | 1,08 | 0,785 | |
0,2 | 0,23 | 0,0314 | 1,06 | 1,14 | 0,883 |
(0,212) | 0,242 | 0,0353 | 1,12 | 1,2 | 0,985 |
0,224 | 0,259 | 0,0394 | 1,18 | 1,26 | 1,094 |
(0,236) | 0,271 | 0,0437 | 1,25 | 1,33 | 1,227 |
0,25 | 0,285 | 0,0491 | 1,32 | ,405 | 1,368 |
(0,265) | 0,3 | 0,0552 | 1,40 | ,485 | 1,539 |
0,28 | 0,315 | 0,0616 | 1,5 | ,585 | 1,767 |
(0,3) | 0,335 | 0,0707 | 1,6 | ,685 | 2,011 |
0,315 | 0,35 | 0,0779 | 1,7 | ,785 | 2,27 |
0,335 | 0,37 | 0,0881 | 1,8 | 1,895 | 2,54 |
0,355 | 0,395 | 0,099 | 1,9 | 1,995 | 2,83 |
0,375 | 0,415 | 0,1104 | 2,095 | 3,14 | |
0,4 | 0,44 | 0,1257 | 2,12 | 2,22 | 3,53 |
0,425 | 0,565 | 0,1419 | 2,24 | 2,34 | 3,94 |
0,45 | 0,49 | 0,159 | 2,36 | 2,46 | 4,36 |
(0,475) | 0,515 | 0,1772 | 2,5 | 2,6 | 4,91 |
0,5 | 0.545 | 0.1963 |
В обмотках из круглого провода число элементарных проводников может быть взято до 8—10, но при большом возрастают технологические трудности намотки катушек, поэтому в современных машинах стремятся уменьшить число элементарных проводников в одном эффективном до 6—8, для чего увеличивают число параллельных ветвей. В двухполюсных двигателях увеличивают, поскольку число параллельных ветвей в них не может быть более двух.
При проектировании машин с обмоткой из прямоугольного провода сечение каждого проводника не должно быть взято более 17...20 мм2, так как в этом случае становится заметным возрастание потерь на вихревые токи.
Если расчетное значение , то прямоугольные проводники подразделяют на элементарные так, чтобы .
В обмотках из прямоугольного провода, укладываемых в открытые пазы, обычно не более 2.
По одной и той же площади поперечного сечения прямоугольных проводников их линейные размеры a×b могут быть различны, поэтому окончательный выбор обмоточного провода производят одновременно с расчетом размеров зубцовой зоны.
После окончательного выбора , и a следует уточнить плотность тока в обмотке, которая может несколько измениться по сравнению с предварительно принятой при подборе сечений элементарных проводников:
. (3.17)
На этом расчет обмотки статора заканчивается. Некоторая корректировка, которая может потребоваться в ходе последующего расчета, как правило, не вносит существенных изменений в полученные данные.