Влияние респондента на качество интервью

Надежность информации в интервью может оказаться под вопросом, если респондент:

1. Опасается групповых санкций.

2. Имеет такой узкий взгляд на рассматриваемую проблему, что не в состоянии оценить, что важно, а что нет в их объяснении.

3. Располагает неточной информацией.

4. Пытается придать рациональный смысл своим собственным действиям, убеждая себя, что все обстоит именно так.

5. Опасается высказать суждение, не соответствующее общепринятой норме. Молчит либо говорит то, что говорят все.

6. Скрывает свою неинформированность, Не зная вопроса, отвечает.

7. Имеет завышенную самооценку и также говорит, не будучи компетентным.

8. Намеренно лжет, чтобы защитить себя самого, или других.

Для проведения интервью не годятся стрессовые для респондента ситуации, состояние спешки или утомления. Неблагоприятным может быть и случай, если респондент непосредствено перед интервью был выключен из обычных условий своей жизни (например, после длительной командировки, отпуска и т.п.).

В ходе интервью степень доверия респондента к интервьюеру меняется: в начале интервью доверие ниже, затем оно обычно возрастает. Поэтому задаваемые вопросы в конце или середине интервью, являются более надежным показателем мнения, нежели первые ответы. Респондент в ходе интервью нуждается в повторных подтверждениях о сохранении анонимности своих ответов.

Поведение опрашиваемого лица может оказывать внушающее воздействие на интервьюера. Опасность этого возникает тогда, когда у интервьюера возникает стереотип восприятия респондента. Этот стереотип образуется на основании внешних черт, социального положения или роли опрашиваемого, на основе общественного мнения, связываемого с категорией, к которой принадлежит респондент.

При интервьюировании включаются многие процессы и феномены межличностного восприятия. Так, стереотипизация и категоризация играют большую роль на первых стадиях установления контакта, а атрибутивность восприятия проявляется на разных этапах разговора, когда респондент, «придумав» себе личность интервьюера, начнет придумывать причины, по которым интервью берется именно у него. По-видимому, адекватность атрибуции респондента вносит наибольший вклад в установление доверия между ним и интервьюером. Эффект ореола, влияние установок на перцептивные процессы проявляются в интервью чрезвычайно часто.

Основная проблема в интервью – проблема потери контакта с респондентом. Причины потери контакта можно сгруппировать в три блока.

В первый блок входят причины, связанные с отсутствием у человека информации, о которой спрашивают. Интервьюер должен уточнить, что человек не имеет информации и убедиться, что это незнание вполне допустимо и, не заостряя на этом внимание, переходить к следующим вопросам.

Следующий блок причин связан с тем, что респондент не понял вопроса и не знает, как на него отвечать, в этом случае чаще всего достаточно переформулировать вопрос.

Наиболее сложный случай потери контакта – ситуация, когда респондент не хочет отвечать на вопрос. Очень важно понять причину этого нежелания и принять решение о степени возможного «нажима» на респондента.

Работа по подготовке интервьюеров включает следующие этапы:

1. Вводная беседа (ознакомление с инструкцией для интервьюеров; ознакомление с планом интервью или опросником).

2. Организация практикума для интервьюеров (пробные интервью между собой; проверочные интервью с инструктором; показательное интервью, проводимое руководителем исследования с одним из интервьюеров; контрольное интервью с незнакомым лицом, проводимое под наблюдением социального психолога.

На практике применяются различные способы контроля интервьюера: периодические прослушивания психологом интервью, выборочные проверки качества заполненных опросных листов, повторные проверочные интервью.

Последний этап интервью – выход из ситуации общения. Если интервью короткое (несколько минут), то закончить его не сложно: достаточно двух-трех заключительных фраз. В ситуации глубинного длительного интервью выход изконтакта осуществляется сначала невербально, изменяется поза, интервьюер отводит глаза, встает. Далее наступает момент речевого прощания:

Всего доброго. Благодарю за исчерпывающую информацию. Успехов Вам.

В любом случае у респондента после интервью не должно остаться чувства неудовлетворенности, раздражения, растерянности.