Виды источников информации. Направленность информационных потоков.
Информация – это знания, сведения, данные о каком-либо объекте, событии, процессе или явлении, необходимые для подготовки и принятия управленческих решений.
Информация может быть классифицирована:
1) по источнику и способу получения: вторичная и первичная информация;
2) по характеру информации: количественная и качественная информация;
3) по информационным потокам: входящая, анализируемая, хранимая, выходящая.
Первичная информация – это информация об объекте исследования, полученная непосредственно от источника (в момент возникновения) в результате специально проведенных для решения конкретных проблем.
Под вторичной информацией, применяемой при проведении, так называемых, кабинетных маркетинговых исследований, понимают информацию об объекте исследования, собранную ранее из внешних и внутренних источников для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся по отношению к предприятию на внутренние и внешние.
К основным недостаткам вторичной информации по сравнению с первичной можно отнести трудность оценки полноты, достоверности и возможности использования информации, а также ее доступность для конкурентов. Достоинствами вторичной информации, как правило, являются: быстрота получения и меньшая стоимость по сравнению с первичной информацией и возможность сопоставления нескольких источников.
Выделяют три основных метода сбора первичной информации, а именно: наблюдение, опрос, эксперимент.
При проведении исследований группа исследуемых объектов может подвергаться многократным обследованиям – панельный метод. Панельный метод дает возможность сравнивать результаты последующих исследований с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития.
Виды источников информации:
• Плановая информация (Все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, а также нормативные и сметные материалы),
• Учетная информация (Данные, которые содержатся в документах бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также в отчетности организации)
• Внеучетная информация (Документы, которые регулируют хозяйственную деятельность организации, а также те источники, которые не относятся к плановым и учетным).
Информационные потоки бывают вертикальной и горизонтальной направленности.
Вертикальные (межуровневые) могут осуществляться с верхних уровней на нижние (нисходящие) и с нижних на верхние (восходящие). К вертикальным коммуникациям относится обмен информацией между руководителем и подчиненным, руководителем и рабочей группой.
Горизонтальные коммуникации – это обмен информацией между отдельными работниками внутри структурного подразделения и различными отделами, а также между организациями в целях достижения координации и организации совместной деятельности.