ГЛОБАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Большая заслуга в привлечении внимания к теме человека в рам­ках глобалистики принадлежит Римскому клубу. Вопросам образова­ния был посвящен седьмой доклад Римскому клубу, опубликован­ный в 1979 г. под названием «Нет пределов обучаемости». Несколько ранее (1977) в докладе «Цели для человечества» обсуждались вопросы духовного развития человека, нравственных ориентиров, адекватных современной эпохе.

Поворот к человеку, к духовным основам бытия, происшедший в глобалистике, был не случаен. По сути он выражал новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Оно явилось преодолением социологизма и технокра­тизма в глобалистике. Главной проблемой и одновременно главным сред­ством решения проблем виделся теперь человек, его ценностные ориен­тиры и установки. Новый подход противостоял тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы лишь как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека — как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.

Является ли беспредельное потребительство смыслом человечес­кого бытия? Может ли перед лицом глобальной угрозы в мире, разде­ленном множеством перегородок, быть сформирована эффективная общечеловеческая мораль, одинаково приемлемая для всех? Если да, то каковы пути ее формирования и распространения? Каковы вообще цели человечества, взятого как единое целое? От ответа на эти и ана­логичные вопросы во многом зависят стратегия и тактика подхода к глобальным проблемам. Конечно, простой ответ на эти вопросы едва ли возможен. Одним из наиболее продуктивных путей на сегодня яв­ляется предложенный учеными Римского клуба, которые обратились к такому известному и устоявшемуся общественному институту, как система образования.

Было обращено внимание на то, что именно система образова­ния во многом формирует человеческие качества и именно в ней закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жиз­ни человека. Следовательно, от качества образования зависит, в час­тности, то, как будут представлять люди свое место в мире, на какие ценности они будут ориентироваться. От образования же зависит фор­мирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо — ориентация на сиюминутность. Следовательно, в числе про-


чих образование имеет и глобальную миссию. Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом свидетельствует множе­ство фактов. На планете насчитывается около миллиона полностью неграмотных или грамотных лишь частично. В государственных бюд­жетах даже развитых стран расходы на образование занимают незна­чительную долю1. Качество образования не отвечает характеру труд­ностей, стоящих перед современным миром. Творческий потенциал человека в процессе обучения реализуется далеко не полностью, по­скольку существующая система ориентирована лишь на текущие зап­росы, а не на перспективу. Между тем современный мир настолько изменчив, что три четверти специальностей в течение 25—30 лет либо отмирают, либо нуждаются в радикальном обновлении. Следователь­но, человек должен быть готов к тому, чтобы безболезненно прохо­дить переучивание или менять специальность. Система же образова­ния должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и раз­нообразной.

Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни при­менение экологически чистых технологий, ни разумное отношение к природным ресурсам, ни установление справедливого экономическо­го порядка. Наконец, невозможна и разумная формулировка целей современного человечества как единого целого. Таким образом, фи-лософско-антропологический подход выявляет значимость темы о человеке и его духовном мире для решения глобальных проблем. Этот же подход предполагает более пристальное уяснение причин того, почему люди, в том числе и те, от решений которых зависит очень многое, нередко равнодушны к глобальной проблематике.

Один из активных и самых известных деятелей Римского клуба А. Печчеи, вспоминая начальный этап работы организации, в част­ности, писал: «Как будто бы глобальные проблемы, к которым мы стремились привлечь всеобщее внимание, касались вовсе не нашей, а какой-то совсем иной, далекой планеты. Создавалось впечатление, что большинство людей, которых мы встречали в наших странствиях, готовы были всячески приветствовать создание Римского клуба — при условии, однако, что он никоим образом не будет вмешиваться в их повседневные дела и не посягнет на их интересы. В общем, нам оста­валось констатировать, что никто не только не выразил готовности уделить на благо будущего всего человечества хоть какую-то долю своего времени, денег или общественного престижа и влияния, но даже, по-видимому, и не верил, что подобные жертвы с их стороны могут привести хоть к каким-нибудь положительным результатам... Наши слова нашли не больше отклика, чем проповеди Папы Римского, Генерального секретаря ООН... Создавалось впечатление, что их забы-


вали еще до того, как слышали»1. Это высказывание одно из красно­речивых свидетельств того, что глобальная проблематика с трудом осваивается общественным сознанием.

В большинстве случаев люди ведут себя так, как будто глобальные проблемы их не касаются или все образуется само собой. Смело взгля­нуть в лицо трудностям мешают, в числе прочих, психологические при­чины: страх обнаружить собственное бессилие перед лицом неумолимо­го рока и отчаяние в возможности спасения. Это нередко рождает ядо­витый цинизм, а также способствует распространению новоявленных лжеучений, обещающих легкий духовный путь. Помимо психологичес­ких причин неприятия глобального взгляда на современную ситуацию существует целый ряд иных. Они, в частности, связаны с трудностями выработки мировоззрения, адекватного сложившейся ситуации. Яд­ром такого мировоззрения должно стать глобальное сознание.

Глобальное сознание призвано выразить особенности современ­ной всемирной цивилизации, обнаружить и учесть корни современ­ных глобальных проблем. На этой основе станет возможным определе­ние путей их преодоления, а также уяснение будущих перспектив че­ловечества. В конечном итоге речь должна идти о смысле пребывания человека на Земле и в Космосе, о той миссии, к которой человек призван по своему существу. Вместе с тем в рамках глобального созна­ния со всей очевидностью должна быть осознана задача выживания человечества, от которой зависит решение всех других. В этом смысле глобальное сознание становится неотъемлемой частью культуры но­вого типа, в которой установка на выживание является доминирую­щей. Суть глобального сознания не в возврате к прошлому и не в унынии и пессимизме. Напротив, оно должно открыть оптимистичес­кую перспективу.

Признавая кризисным состояние современной цивилизации, мы одновременно должны отдавать себе отчет в том, что дорога вспять не является выходом из кризиса. Совокупность глобальных противоречий свидетельствует о том, что установка на активизм, на которой выросло современное общество, исчерпала свои возможности. Следовательно, стремление к господству как человека над природой, так и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут более служить ничему позитивному. Но одинаково не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. Таким образом, глобальное сознание — это феномен, связанный с критикой технологически-потребительской цивилизации не с позиций прошлого, а с позиций будущего.

В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основ­ных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группа-


 


1 Имеются в виду данные 70-х гг. С тех пор в развитых странах образованию уделяется исключительное внимание на всех уровнях.


ПеччеиА. Указ. соч.



36-781


ми, нациями и др.), отношений человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах.

Прообраз глобального сознания в ряде аспектов можно усмотреть в концепции ноосферы. Ее выдвинул французский естествоиспытатель и философ П. Тейяр де Шарден (1881—1955). Независимо от него ана­логичную идею глубоко разработал выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945).

Существо ноосферной концепции связано с особым пониманием места человека в мироздании. Человек включается важнейшим звеном в эволюцию природы. Он создает особую сферу — ноосферу, или сфе­ру разума, которая выступает завершающим этапом в развитии био­сферы (сферы жизни, обитания живых существ). «Ноосфера, — писал В.И. Вернадский, — последнее из многих состояний эволюции био­сферы в геологической истории — состояние наших дней»'. С создани­ем ноосферы человечество берет на себя ответственность за весь строй природы, за ход и направленность дальнейшей эволюции природы.

Согласно В.И. Вернадскому, ответственность человечества связа­на с тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации оказывается вовлеченной в сферу соци­альных взаимодействий, в круговорот культуры, духа. Все процессы на Земле, в первую очередь процессы биологические, протекают те­перь не так, как они протекали бы в том случае, если бы человечества не было. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходя­щее с собой. Следовательно, от утилитарно-преобразующей деятель­ности необходимо перейти к любовно-преобразующей. Не хищнически-потребительское, но и не пассивное, а любовно-заинтересованное отношение к природе — таков дух и смысл концепции ноосферы.

В разработке своей концепции В.И. Вернадский опирался на тра­диции отечественной философской мысли, в которой идея любовно-заинтересованного отношения человека к природе выражена предельно ярко.

Вл. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский и другие писали о со-фийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее нача­ло. Они настаивали на том, что к природе следует относиться как к единому живому целому. Вл. Соловьев, в частности, считал необходи­мым расширить сферу действия кантовского категорического импера­тива, распространив его не только на человека, но на все живые су-


щества: «Поступай так, чтобы всякое живое существо рассматрива­лось тобою всегда как цель, но никогда только лишь как средство». Н. Федоров говорил о «братском отношении к Космосу». Аналогич­ные мысли легко обнаружить едва ли не у всех представителей отече­ственной религиозно-философской мысли. И хотя повседневная экономическая и обыденная жизнь российского общества часто нахо­дилась и продолжает находиться в разительном противоречии с идея­ми отечественных философов, это не должно умалять их ценности. Напротив, нам следует отнестись к этим идеям со всем вниманием, поскольку актуальность их не уменьшилась, а возросла.

Особое место глобальная проблематика заняла в том направлении отечественной мысли, которое принято характеризовать как «русский космизм»1. Основателем космизма (или космической философии) по праву считается русский мыслитель Н. Федоров (1829—1903). Ряд черт разра­ботанного Н. Федоровым подхода был унаследован и развит большой плеядой отечественных мыслителей: НА. Умов (1846—1915), П.А. Фло­ренский (1882-1937), В.Н. Муравьев (1885-1932), А.К. Горский (1886-1943), Н.А. Сетницкий (1888-1937), АЛ. Чижевский (1897-1964), К.Э. Циолковский (1857—1935) и др. Многие из них подверглись гоне­ниям и репрессиям. Их идеи длительное время замалчивались. Тем не менее влияние этих идей ощущалось впоследствии (хотя чаще всего

косвенно, подспудно).

В работе «Философия общего дела» Н. Федоров ставит все пробле­мы человеческого бытия в зависимость от отношения человека к Кос­мосу. Социальные, исторические, межличностные отношения рассмат­риваются им на основе представления о человеке как существе кос­мическом. Человек соответственно своей физической и духовной природе обречен занимать определенное положение в Космосе. Из особенностей этого положения Н. Федоров выводит, с одной сторо­ны, причины страданий, конфликтов, розни между людьми, а с дру­гой — намечает перспективы для преодоления противоречий в буду­щем. Людей должен объединить великий замысел или общее дело. Та­ким общим делом станет дело воскрешения всех людей, когда-либо живших на Земле. По Н. Федорову, люди вполне в состоянии победить смерть. В будущем они станут существами бессмертными. Но этого мало. Следует стремиться не только к достижению бессмертия для будущих поколений, но и к воскрешению для бессмертной жизни всех ранее живших. Свой подход Н. Федоров обосновывает нравственными сооб­ражениями. Однако речь у него идет о воскрешении в прямом, физи­ческом смысле. Следовательно, речь идет о радикальном изменении или, точнее, преображении физической природы человека. С достижени-


 


1 Вернадский В.И. Несколько слов о биосфере//Русский космизм. Антология философской мысли. М, 1993. С. 310.


 


1 См., в частности: Семенова С.Г. Русский космизм: Вступ. ст.//Русский кос­мизм. Антология философской мысли. М., 1993. С. 3—33.


ем бессмертия изменятся все основные свойства физического суще­ства человека, такие, как способ размножения, способ питания; че­ловек сможет мгновенно перемещаться в пространстве и т.п. Такой, преображенный человек будет иметь право стать подлинным хозяином Вселенной, поскольку он перестанет выступать хищником по отно­шению к природе. Он будет не только сам находиться в гармонии с ней, но получит моральное право и возможность устранять природ­ные несообразности, исправлять элементы природной дисгармонии.

Философия русского космизма неизменно ставила решение про­блем земного мира в зависимость от положения человека в Космосе. В ее фокусе не временные социальные противоречия и трудности, а универсальные космические перспективы. Она ищет путей преобра­жения не внешних черт, пусть даже и духовных, а самого естества человека. На этой основе она доверяет человеку миссию глобального космического масштаба. Для нее современный — греховный — чело­век отнюдь не абсолют. «Можно ли в человеке (в его нынешней про­тиворечивой, несовершенной, подвластной губительным импульсам природе), которого заносит в кромешный ад вопреки самым благим намерениям, найти абсолют? — ставит вопрос современный исследо­ватель философии космизма С.Г. Семенова. — Мыслители-космисты отвечают: нет. И особенно решительно это «нет» звучит у Н. Федорова и других философов религиозной ориентации... За абсолют может быть принят только идеал, стоящий выше человека. Это — Бог или высший преображенный человек в составе богочеловеческого единства»1.

Таким образом, с точки зрения космической философии реаль­ный земной человек принципиально не в состоянии коренным обра­зом разрешить проблемы, им самим созданные. Ставя задачи не час­тичного, а полного и глобального разрешения проблем бытия, кос­мическая философия устремляет свой взор в отдаленную перспективу, к преображенному человеку, к преображенному миру. С этой точки зрения следует признать, что космизм весьма далек от того, чтобы мог быть использован в качестве практического решения глобальных противоречий современности. Представляется, что главная ценность философии русского космизма в предложенном им предельно широ­ком — космическом — взгляде на человека и общество: человек и общество определяют самих себя через отношение к природе, к Космо­су — такова основная мысль космической философии. Социальные, эко­номические и иные формы бытия, мера человечности человека опре­деляются тем, насколько человек способен к любовному отношению к природе, насколько люди сознают свою ответственность за мироз­дание. Эти идеи были высказаны русскими космистами задолго до того, как человечество практически ощутило на себе всю тяжесть эко­логических и иных глобальных проблем.


Глава V