А. Хомяков и славянофильство
Имя А. Хомякова связано с течением русской мысли, получившим название славянофильства. Он стал признанным лидером славянофилов. Яркими представителями славянофильского течения были И. Киреевский (1806-1852), П. Киреевский (1808-1856), К. Аксаков (1817-1860), Иван Аксаков (1823-1886), Н. (1803-1846), А. Кошелев (1806-1883), Ю. Самарин (1819-1876). Хомяков был вождем славянофильства не только по темпераменту, но и вследствие того, что он разрабатывал все аспекты славянофильского учения — философские, исторические, художественные, экономические, политические, богословские — в то время как его соратники занимались, как правило, лишь отдельными избранными направлениями.
Славянофильство — сложное и глубокое течение, отнюдь не сводящееся к примитивной формуле: «Россия и славянство — хорошо, Запад и все, что с ним связано — плохо». Буквальное значение слова («любовь к славянству») тоже выражает суть явления далеко не полно, поэтому наименование «славянофильство» можно принять только в качестве условного. Каждый из представителей течения был столь индивидуален, что едва ли вообще подходил под какую-либо формально общую рубрику. Тем более что те, о ком идет речь, не собирались создавать нечто вроде политической партии с некой обязательной для всех участников программой. Они разрабатывали и отстаивали свои воззрения исходя из побуждений собственного сердца и в соответствии с собственными мыслями. Лишь ретроспективно, т.е. рассматривая творчество деятелей славянофильства с исторической дистанции, мы можем обнаружить некоторые общие для всех участников движения идеи. Общность заключается в том, что они сознательно ставили во главу угла две ценности, взятые в неразрывном единстве, -- Православие и Россию. «В сочетании Православия и России и есть та общая узловая точка, в которой все мыслители этой группы сходятся», — пишет В. Зеньковс-кий1. Поэтому правильнее и точнее было бы назвать это направление православно-русским. Это, в частности, означает, что особенности русской культуры ее перспективы, как и перспективы России во всех аспектах ее существования, связывались славянофилами с ценностями восточного христианства. Они полагали, что особенная форма, в которой Россия восприняла основы христианской цивилизации, обусловлена русским православием. Именно через последнее русский народ, как главный строитель российской государственности, приобщился к цивилизации христианского типа, вырвался из пут варварства, стал создателем культуры, соответствующей принципам универсализма. Именно универсализм, как неотъемлемая черта христианского мировоззрения, особенно привлекал славянофилов. В воззрениях всех участников дви-
1 Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1.4. 2. С. 6.
жения легко прослеживается стремление приложить принцип универсализма к разнообразным темам и проблемам. Поэтому наиболее общими характеристиками учений каждого из деятелей группы являются христианский универсализм и гуманизм. Не были в этом отношении исключением и воззрения А. Хомякова.