ВОСПРИЯТИЕ
Обычно оппоненты не сообщают противной стороне о своих целях и намерениях. Их выяснение требует большой предварительной работы. Модель, изображенная на рис. 7, называется «Цели, потребности и восприятие». С ее помощью можно проанализировать цели оппонента.
На рисунке видно, что предполагается выяснить шесть основных вопросов, касающихся восприятия. Три первых вопроса относятся к собственным целям, три последующих — к целям оппонентов.
Рис 7. Цели, потребности и восприятие
1. Вопросы, касающиеся собственных проблем:
а) Как мы воспринимаем свои собственные цели?
в) Что мы думаем относительно того, как оппонент воспринимает наши цели?
с) Как бы мы хотели, чтобы оппонент воспринимал наши цели?
2. Вопросы, касающиеся целей оппонента:
d) Как мы воспринимаем цели оппонента?
e) Как воспринимает собственные цели оппонент?
f) Как бы хотел оппонент, чтобы мы воспринимали его цели? Заданный вопрос не гарантирует ответа. Надо уметь делать выводы, базирующиеся на фактах и наблюдениях. К счастью, поступки людей в той или иной мере предсказуемы, поэтому процедура упрощается.