Детерминанты ценовой эластичности спроса.

Что определяет значения ценовой эластичности спроса? Стоит отметить следующие влияющие на нее факторы:

1. Количество и близость товаров-заменителей. Возьмем, например, две пары товаров, - электричество и помидоры. Электричество не имеет сколько-нибудь приемлемых для современного человека заменителей, поэтому оно относится к категории благ с весьма низкой эластичностью. В то же время помидоры легко заменить потреблением других овощей. Поэтому ценовая эластичность спроса на помидоры значительно выше электроэнергии.

Подобная аргументация применима и в случае, когда проводится сравнение между большой товарной группой (например, продовольствием) и отдельным благом из этой группы. У абсолютного большинства отдельных видов продовольствия есть много заменителей, тогда как продовольствие в целом заменителей не имеет. Таким образом, рост цен на продовольствие снижает величину спроса на него очень незначительно (особенно в бедной стране), тогда как рост цены на какой-либо продовольственный продукт вызывает, как правило, значительно большее снижение спроса на него в силу наличия заменителей.

В отношении продовольствия в целом подчеркнем то обстоятельство, что некоторое снижение его потребления при росте цены обусловлено целиком эффектом дохода, в то же время в силу отсутствия альтернативы продовольствию эффект замены отсутствует. Поэтому общее снижение объёма спроса незначительно.

2. Доля расходуемого на благо дохода. Чем большая доля дохода расходуется на благо, тем в большей мере потребитель будет вынужден сократить потребление в случае повышения его цены. Это вытекает из того, что величина эффекта дохода пропорциональна этой доле, следовательно, с ростом последней растет и ценовая эластичность спроса.

Так, ценовая эластичность спроса на черный перец весьма невысока (даже существенно снизивший уровень своего благосостояния любитель острых блюд вряд ли будет экономить за счет сокращения употребления подорожавшего перца). С одной стороны, это может объясняться отсутствием близких заменителей. Однако, с другой стороны, пожалуй, еще в большей степени данный факт обусловлен тем, что мизерная часть дохода расходуется на черный перец. Таким образом эффект дохода от повышения цены перца будет невелик.

В то же время, если взять такой товар как жилье, то цена его приобретения составляет очень существенную часть дохода семей (даже если сложить доходы за много лет). Поэтому повышение цены жилья существенно снижает спрос на него.

3. Временной период. В значительной мере ценовая эластичность спроса зависит от того, какой период времени мы рассматриваем. Если мы представим, что теплооснабжение в городских квартирах подорожало, а потребители получили техническую возможность регулировать его объемы, то на первых порах спрос на него снизится незначительно. Скорее всего люди предпочтут экономить на других статьях расходов, но поддерживать зимой привычную температуру. Однако со временем спрос может заметно снизиться, поскольку будут проведены работы по утеплению квартир. Таким образом, в данном примере мы имеем низкую эластичность в первоначальный период времени, но в более длительной перспективе эластичность становится значительно выше.