Бог-Личность
Не будет преувеличением констатировать, что дохристианская античность не знала в действительном смысле личного и единого Бога. Боги греческой мифологии не являются таковыми, поскольку единственная их божественная черта — бессмертие; рождаются же они, воюют, размножаются, строят друг другу козни и т.д. как самые заурядные люди. Лишь в библейском послании возникает понимание Бога как единого и уникального и в своей божественности непостижимо возвышающегося над человеком и природой. Если античность в философии сделала ряд шагов в направлении осознания специфики божественного, то христианство выдвинуло совершенно особое понимание. Античные философы осознали, в частности, пагубность поклонения «меону» — чему-то бесформенному и неопределенному. В философии Платона божественным является, в частности, Единое, выражающее принцип отграниченности, очерченности. Аристотель существенно дополнил платоновский принцип идеей целостности, оформленное™. Его божественный Ум есть «форма всех форм». Но наряду с единым Богом античные мыслители допускали существование других божественных существ. Библейское же понимание уникального Бога, потенциально бесконечного, радикально отличного от всего прочего, исключило любую возможность подразумевать под «божественным» что-либо другое. Библия подрывает любую форму политеизма (многобожия) и идолопоклонства.
В отличие от абстрактного Бога античных философов, христианский Бог являет собой личность. Аристотелевский и неоплатонический Бог остается некоторой точкой, бесконечно удаленной в пространстве и во времени. Ее можно представлять более или менее картинно, как, например, содержащую внутри себя четыре причины (у Аристотеля), но никак нельзя мыслить в качестве личности. Личность христианского Бога наиболее ярко воплощается в образе Христа, являющего собою непостижимую глубину, многомерность и уникальность бытия личности. В сочетании с личностью божественного становится
вполне ясен смысл христианского монотеизма. Только с Богом-Личностью могут быть установлены отношения интимной духовности и взаимной любви. Вместе с тем надмирная и возвышенная природа божественного резко противостоит поклонению «земным кумирам», склонности людей возводить на божественный престол земных властителей-императоров (как в Древнем Риме), диктаторов, лжепророков и прочих, кто претендует на духовную власть над людьми.