Построение дорожно-климатического графика.

Дорожно-климатический график необходим для назначения сроков производства дорожно-строительных работ в интервалах между весенней и осенней распутицами.

По левой оси ординат откладывают значения среднемесячной температуры воздуха, по правой оси ординат среднемесячное количество осадков. По оси абсцисс – значения месяцев года.

График изменения среднемесячной температуры воздуха строим в виде кривой, график изменения среднемесячного количества осадков – в виде гистограммы.

Теперь по графику среднемесячной температуры воздуха определяем границы весенней и осенней распутицы.

Весной распутица наступает вслед за сходом снежного покрова при переходе температуры через 0°С, когда оттаивает верхний слой грунта 5 см. Прекращение распутицы совпадает с моментом просыхания грунта на 20 см и оттаивания его на 50 см. Начало и конец весенней распутицы можно определить по формулам:

Zн = То + 5 / a ; (1)

Zк = Zн + (0,7 hпр / a), (2)

где То – дата перехода температуры воздуха через 0 оС;

a - климатический коэффициент, характеризующий скорость оттаивания грунта, cм/сутки (для Иркутской области, Республики Бурятия a = 6);

hпр – максимальная глубина промерзания грунта в районе строительства, см (для Республики Бурятия, Иркутской области hпр = 280 см).

Осенняя распутица начинается в период обложных дождей при температуре воздуха ниже 3°С, а прекращается с установлением отрицательных температур воздуха, когда верхний слой грунта промерзнет до глубины 20 см.

Начало основных работ назначается на конец весенней распутицы, а их оконча­ние - на начало осенней распутицы.

С помощью дорожно-климатического графика устанавливают сроки производства работ по метеорологическим условиям для сосредоточенных и линейных работ. Пример такого графика приведен на рис.1. Для удобства дорожно-климатический график вычерчивают на миллиметровой бумаге формата А4.

 

 

 

Рис. 1. Дорожно-климатический график

Весь комплекс дорожно-строительных работ подразделяется на линейные и сосредоточенные. Линейные работы относительно равномерно распределены по всей трассе. Сосредоточенные работы характеризуются большими объемами и неравномерным расположением их по длине трассы. К ним относят земляные работы с объемом на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в 3 раза и более, а также устройство средних и больших мостов, тоннелей, производственных предприятий, пересечений в разных уровнях, комплексов дорожной и автотранспортной служб.