Отвергнутый бихевиоризм

Напомним, что английское слово «behawior» означает «поведение». От этого названия происходит название цело­го направления научных исследований. Отрицательное отношение к бихевиоризму как «антинаучному» течению западной педагогической психологии прочно укоренилось в сознании русского учительства. Не удивительно, ведь более


' См.: Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. — М„ 1962. - Т. 2. - С. 76.

полувека воевали с ним идеологи от науки, прикладывая свои несуразные классовые мерки к научным выводам и оценивая их значимость исключительно тем, как они согла­суются с идеалами социализма и задачами формирования нового человека. Бихевиоризм согласовался плохо, ведь он берет человека таким, каким он есть в реальной жизни. Не во всем, впрочем, оказались правыми и бихевиористы. Бо­лее того, с вершины научных достижений современности выявлены крупные недостатки и противоречия их теорий. Но главную сущность человеческого поведения, роль и мес­то в нем стимулирования бихевиористы, без сомнения, ухватили правильно. Убедительное подтверждение дала жизнь: применяя принципы бихевиоризма, бесчисленное множество американских учителей расширили свои педаго­гические возможности, а многие из них добились выдаю­щихся результатов.

«Пуповина» бихевиористического учения — знаменитая формула «стимул—реакция» (S—R). В предельно упрощен­ном толковании это означает, что поведение человека (его реакции) обусловлено применяемыми стимулами. Д. Уот-сон, популяризовавший идеи бихевиоризма по всему миру, без устали повторял, что правильное стимулирование и осо­бенно положительное подкрепление открывают неограни­ченные возможности для изменения поведения людей и даже их личностных особенностей. «В основном всюду моя цель, — писал он, — увеличить точные знания о приспособ­лениях и о стимулах, вызывающих их». В статье «Бихевио­ризм», написанной по заказу Большой Советской Энцикло­педии, Д. Уотсон уточнил: «Основная задача бихевиоризма, следовательно, в накоплении наблюдений над поведени­ем человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном слу­чае — при заданном стимуле (или лучше сказать, ситуа­ции) — бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реак­ция, какой ситуацией данная реакция вызвана». Не поиском ли ответов на те же самые вопросы заняты сегодня тысячи наших педагогов, пытающихся диагностировать и прогнози­ровать поведение своих учащихся, их реакции на те или иные действия, ситуации, изменения условий. О безуспеш­ности и низкой эффективности попыток, стремлении добить­ся положительного результата, хорошо известно. Виноват ли бихевиоризм, что реальный обучаемый подчиняется ре­альным законам?

Американская педагогика приняла бихевиористическую теорию стимулирования и подкрепления. На первый план она выдвинула тот «поведенческий репертуар», приобрета­емый в процессе обучения, — знания, умения, навыки, спо­собы мышления, оценки и поведения, — который учащиеся могут реально продемонстрировать. Например:

• прочитав законченный отрывок, в котором намеренно допущены ошибки, учащийся должен определить эти ошиб­ки по крайней мере с девяностопроцентной точностью;

• учащийся должен продемонстрировать умение совер­шенно безошибочно производить действия сложения с ко­лонкой из десяти трехзначных цифр;

• прочитав «Гамлета», учащийся сможет в письменной форме кратко изложить содержание этого произведения;

• ознакомившись с критериями хорошего рассказа как ли­тературного жанра, учащийся должен дать самостоятель­ную оценку рассказа Э. По «Колодец и маятник»;

• учащийся может описать, каким образом животные при­спосабливаются к окружающей среде;

• самостоятельно поработав в библиотеке, учащийся сможет выступить перед одноклассниками на определенную, заданную тему;

• препарировав лягушку, учащийся сможет определить ее внутренние органы.

Нетрудно заметить, что приведенные цели отличаются конкретностью, которой пока так не хватает нашей школе. Хорошие ответные реакции (знания, умения и т. д.) достига­ются путем выбора и применения хорошо продуманных, отвечающих потребностям учащихся, значимых для них стимулов. Пассивное и несамостоятельное освоение содер­жания обучения в этих условиях исключается. Если обучае­мый нерадив, значит, не найден стимул вызова его положи­тельной ответной реакции.