венного и муниципального управления.

С одной сто­роны, это собственно научно-исследовательская дея-тель­ность, а с другой — научное обобщение практического опыта в сфере государственного и муниципального управления.

Целью государственного и муниципального управления как науки является преодоление противоречий, возникающих в про­цессе совместной деятельности людей, в частности, между:

· потребностью в совместной деятельности людей, во взаи­модействии и сотрудничестве социальных организаций и на­личием у них мотивов и целей различной (иногда противо­положной) направленности;

· традиционными целями функционирования государства (му­ници-пального образования) и тенденциями изменения ок­ружающей среды, а также разнообразными новыми соци­альными идеями;

· увеличением масштабов задач, которые ставит жизнь, раз­мерности решаемых государством (муниципальным обра­зованием) задач и требованиемснижения издержек нагосу­дарственное имуниципальное управление;

· новыми технологиями, используемыми в политике, эконо­мике,куль-туре, в социальной работе и т.д., и сложившими­ся стереотипами совместной деятельности людей в сфере государственного и муници-пального управления, а также ограничениями, связанными с физиче-скими возможностями человека;

· высокой социальной ответственностью руководителя госу­дар-ственного, муниципального управления и наличием у него нега-тивных качеств, подверженностью его негативным состояниям и т.д.

Различные аспекты проблем государственного и муниципаль­ного управления находятся в сфере научных интересов предста­вителей раз-личных отраслей знания— философов, политологов, экономистов, юристов, психологов, социологов, философов, ма­тематиков, инженеров и др. Эти проблемы исследуются каждым из подобного рода специалистов под углом зрения, специфич­ным для соответствующей науки (политологии, юриспру-денции, психологии, экономики, социологии и т.д.). При этом достиже­ния соответствующей науки используются применительно к кон­кретному классу управленческих ситуаций. Вместе с тем, прак­тика государственного и муниципального управления требуетсо­единения результатов изучения различных аспектов проблемы разными науками и их комплексного специ-ального изучения с тем, чтобы их можно было применить для эффективного разре­шения конкретной управленческой ситуации, имеющей значение в масштабах государства или муниципального образования. Этим и занимается самостоятельная наука,изучающая общественные отношения определенного типа, а именно, отношения государ­ственного и муниципального управления.

Поскольку отношения в сфере государственного и муници­пального управления являются общественными, то и изучаю­щая их наука относится к числу общественных наук, наряду с социологией, психологией, правом и т.д. Вместе с тем это ни в коей мере не исключает использования в качестве инструмен­тария для изучения управленческих проблем результатов и ме­тодов естественных и технических наук.

Для доказательства истинности своих положений и возмож­ности их

практического использованиянауке государственного и муниципального управления необходимы эксперименты, восприятие человеком внешнего мира и непосредственные наблю­дения. По этому критерию государственное и муниципальное уп­равление относится к числу эмпирических (опытных) паук,в про­тивоположность формальным наукам, таким, как математика, логика, которые основываются исключительно на интеллектуаль­ной (мыслительной) деятельности и не требуют для обоснования своих результатов каких-либо чувственных наблюдений.

Государственное и муниципальное управление является пре­имущественно прикладной наукой,так как она разрабатывает средства для решения конкретных практических задач челове­ческой деятельности, для применения результатов фундамен­тальных (теоретических, «чистых») наук при решении не столько познавательных, сколько социально-практических проблем. Этим государственное и муниципальное управление отличает­ся от теоретических наук (философия, этика и др.), задача кото­рых — познание законов, определяющих поведение и взаимо­действие базисных структур природы, общества и мышления.

Объект исследования (государство, муниципальное образование, госу-дарственный аппарат и люди, объединившиеся для со­вместной деятельности в составе государственного аппарата, му­ниципального учреждения) определяет принадлежность государ­ственного и муниципального управления к числу конкретных (предметных) наук.Другими примерами конкретных наук явля­ются биология, астрономия, геология, которые изучают вещи в целом,агрегативно, а также механика, физика, химия, изучаю­щие вещи в их элемен-тах. В отличие от конкретных наук абст­рактные (отвлеченные) науки (логика, математика) выделяют путем абстракции и исследуют отдельные свойства, стороны, со­стояния материальных предметов и отношения между ними.

Изучая систему структур, связей, отношений управления на разных уровнях,наука государственного и муниципального уп­равления выступает как теория ч., в то время как ряд наук пред­ставляютсобой теории свойств (в частности, механика, физика, химия) либо теории отношений (такие науки, как математика, логика).

Теоретические или прикладные проблемы, относящиеся к сфере государственного и муниципального управления, изу­чают различные науки. В их числе такие теоретические дис­циплины, как философия, полито-логия, политическая эконо­мия, математика, статистика, кибернетика. Большой вклад де­лают естественные науки, изучающие человека (одного из объектов и одновременно субъектов управления), такие, как психология, физиология, медицина. Весьма близки к государ­ственному и муниципальному управлению по своему предме­ту науки, изучающие определенные виды общественных отно­шений. — это, прежде всего, экономические, правовые, орга­низационные науки.

В целях анализа взаимодействия различных наук при изу­чении проблем управления выделяются следующие группы опера­ций (функ-ций) управления:

· определение целей государственного и муниципального уп­равления;

· поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, об­
работка, хранение информации;

· анализ ситуации и обстановки с использованием имеющей­ся инфор-мации;

· выработка и принятие управленческого решения;

· организация исполнения решения.

Определение целей деятельности государственного и муни­ципаль-ного управления, постановка задач высшего уровня опи­раются, прежде всего, на достижения философии, этики, поли­тологии, политической экономии, национальной экономики, геополитики, теории организации. Особенно велико при этом значение методологического знания.

В изучении таких операций (функций), как поиск, сбор (до­быва-ние), систематизация, накопление, обработка, хранение информации, участ-вуют следующие отрасли знания: инфор­матика, информационные техноло-гии, документоведение, ис­следование операций, математика, а также науки, отражающие специфику сферы деятельности организации (например, эко- нокомические науки). Важное значение здесь имеет формальная методо-логия, предполагающая анализ языка науки, формаль­ной структуры науч-ного объяснения, описание формализован­ных методов исследования, иссле-дование типологии систем знания и т.д.

Анализ управленческой ситуации и деловой обстановки с ис­пользованием имеющейся информации осуществляется с уче­том достижений таких научных дисциплин, как психология, право, логика, кибернетика, исследование операций, теории ве­роятностей, теории игр, а также наук, отражающих специфику объекта управления (отрасль, сфера жизни общества, муници­пальное образование и т.д.).

Изучение процессов выработки и принятия управленческо­го решенияведется с участием таких научных направлений, как эвристика, этика, логика, психология, право. Особое значение при этом имеет содержательная методология, которая охваты­вает, в частности, структуру научного знания, схемы объясне­ния, принятые в науке, структуру и состав научных методов, условия и критерии научности и т.д.

В области организации исполнения решениявесьма важен вклад следующих наук, участвующих в изучении этого аспекта государственного и муниципального управления: педагогики, психологии, социологии, права, теории организации, информа­ционных технологий, валеологии, экономиче-ских наук и т.д.