венного и муниципального управления.
С одной стороны, это собственно научно-исследовательская дея-тельность, а с другой — научное обобщение практического опыта в сфере государственного и муниципального управления.
Целью государственного и муниципального управления как науки является преодоление противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности людей, в частности, между:
· потребностью в совместной деятельности людей, во взаимодействии и сотрудничестве социальных организаций и наличием у них мотивов и целей различной (иногда противоположной) направленности;
· традиционными целями функционирования государства (муници-пального образования) и тенденциями изменения окружающей среды, а также разнообразными новыми социальными идеями;
· увеличением масштабов задач, которые ставит жизнь, размерности решаемых государством (муниципальным образованием) задач и требованиемснижения издержек нагосударственное имуниципальное управление;
· новыми технологиями, используемыми в политике, экономике,куль-туре, в социальной работе и т.д., и сложившимися стереотипами совместной деятельности людей в сфере государственного и муници-пального управления, а также ограничениями, связанными с физиче-скими возможностями человека;
· высокой социальной ответственностью руководителя государ-ственного, муниципального управления и наличием у него нега-тивных качеств, подверженностью его негативным состояниям и т.д.
Различные аспекты проблем государственного и муниципального управления находятся в сфере научных интересов представителей раз-личных отраслей знания— философов, политологов, экономистов, юристов, психологов, социологов, философов, математиков, инженеров и др. Эти проблемы исследуются каждым из подобного рода специалистов под углом зрения, специфичным для соответствующей науки (политологии, юриспру-денции, психологии, экономики, социологии и т.д.). При этом достижения соответствующей науки используются применительно к конкретному классу управленческих ситуаций. Вместе с тем, практика государственного и муниципального управления требуетсоединения результатов изучения различных аспектов проблемы разными науками и их комплексного специ-ального изучения с тем, чтобы их можно было применить для эффективного разрешения конкретной управленческой ситуации, имеющей значение в масштабах государства или муниципального образования. Этим и занимается самостоятельная наука,изучающая общественные отношения определенного типа, а именно, отношения государственного и муниципального управления.
Поскольку отношения в сфере государственного и муниципального управления являются общественными, то и изучающая их наука относится к числу общественных наук, наряду с социологией, психологией, правом и т.д. Вместе с тем это ни в коей мере не исключает использования в качестве инструментария для изучения управленческих проблем результатов и методов естественных и технических наук.
Для доказательства истинности своих положений и возможности их
практического использованиянауке государственного и муниципального управления необходимы эксперименты, восприятие человеком внешнего мира и непосредственные наблюдения. По этому критерию государственное и муниципальное управление относится к числу эмпирических (опытных) паук,в противоположность формальным наукам, таким, как математика, логика, которые основываются исключительно на интеллектуальной (мыслительной) деятельности и не требуют для обоснования своих результатов каких-либо чувственных наблюдений.
Государственное и муниципальное управление является преимущественно прикладной наукой,так как она разрабатывает средства для решения конкретных практических задач человеческой деятельности, для применения результатов фундаментальных (теоретических, «чистых») наук при решении не столько познавательных, сколько социально-практических проблем. Этим государственное и муниципальное управление отличается от теоретических наук (философия, этика и др.), задача которых — познание законов, определяющих поведение и взаимодействие базисных структур природы, общества и мышления.
Объект исследования (государство, муниципальное образование, госу-дарственный аппарат и люди, объединившиеся для совместной деятельности в составе государственного аппарата, муниципального учреждения) определяет принадлежность государственного и муниципального управления к числу конкретных (предметных) наук.Другими примерами конкретных наук являются биология, астрономия, геология, которые изучают вещи в целом,агрегативно, а также механика, физика, химия, изучающие вещи в их элемен-тах. В отличие от конкретных наук абстрактные (отвлеченные) науки (логика, математика) выделяют путем абстракции и исследуют отдельные свойства, стороны, состояния материальных предметов и отношения между ними.
Изучая систему структур, связей, отношений управления на разных уровнях,наука государственного и муниципального управления выступает как теория ч., в то время как ряд наук представляютсобой теории свойств (в частности, механика, физика, химия) либо теории отношений (такие науки, как математика, логика).
Теоретические или прикладные проблемы, относящиеся к сфере государственного и муниципального управления, изучают различные науки. В их числе такие теоретические дисциплины, как философия, полито-логия, политическая экономия, математика, статистика, кибернетика. Большой вклад делают естественные науки, изучающие человека (одного из объектов и одновременно субъектов управления), такие, как психология, физиология, медицина. Весьма близки к государственному и муниципальному управлению по своему предмету науки, изучающие определенные виды общественных отношений. — это, прежде всего, экономические, правовые, организационные науки.
В целях анализа взаимодействия различных наук при изучении проблем управления выделяются следующие группы операций (функ-ций) управления:
· определение целей государственного и муниципального управления;
· поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, об
работка, хранение информации;
· анализ ситуации и обстановки с использованием имеющейся инфор-мации;
· выработка и принятие управленческого решения;
· организация исполнения решения.
Определение целей деятельности государственного и муниципаль-ного управления, постановка задач высшего уровня опираются, прежде всего, на достижения философии, этики, политологии, политической экономии, национальной экономики, геополитики, теории организации. Особенно велико при этом значение методологического знания.
В изучении таких операций (функций), как поиск, сбор (добыва-ние), систематизация, накопление, обработка, хранение информации, участ-вуют следующие отрасли знания: информатика, информационные техноло-гии, документоведение, исследование операций, математика, а также науки, отражающие специфику сферы деятельности организации (например, эко- нокомические науки). Важное значение здесь имеет формальная методо-логия, предполагающая анализ языка науки, формальной структуры науч-ного объяснения, описание формализованных методов исследования, иссле-дование типологии систем знания и т.д.
Анализ управленческой ситуации и деловой обстановки с использованием имеющейся информации осуществляется с учетом достижений таких научных дисциплин, как психология, право, логика, кибернетика, исследование операций, теории вероятностей, теории игр, а также наук, отражающих специфику объекта управления (отрасль, сфера жизни общества, муниципальное образование и т.д.).
Изучение процессов выработки и принятия управленческого решенияведется с участием таких научных направлений, как эвристика, этика, логика, психология, право. Особое значение при этом имеет содержательная методология, которая охватывает, в частности, структуру научного знания, схемы объяснения, принятые в науке, структуру и состав научных методов, условия и критерии научности и т.д.
В области организации исполнения решениявесьма важен вклад следующих наук, участвующих в изучении этого аспекта государственного и муниципального управления: педагогики, психологии, социологии, права, теории организации, информационных технологий, валеологии, экономиче-ских наук и т.д.