АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различ­ных направлений деятельности (производственной, пред­принимательской, инвестиционной), окупаемость затрат.

Величина рентабельности показывает соотношение экономического эффекта, полученного в результате деятельности с наличными или использованными ресурсами.

Показатель рентабельности применяют для оценки деятель­ности предприятия и в качестве инструмента в инвестицион­ной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности подразделяются:

на характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

рентабельность продаж;

доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (3):

Рентабельность производства показывает, сколько пред­приятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчиты­ваться в целом по предприятию, по отдельным его подразде­лениям и видам продукции и зависит:

- от изменения структуры реализованной продукции;

- себестоимости продукции;

- средних цен реализации.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской дея­тельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель по­лучил в рыночной экономике. Он рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

Рентабельность всей реализованной продукции можно определить:

- как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

- процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;

- процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;

- отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

Рентабельность отдельных видов продукции зави­сит от цены и полной себестоимости и определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.