АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат.
Величина рентабельности показывает соотношение экономического эффекта, полученного в результате деятельности с наличными или использованными ресурсами.
Показатель рентабельности применяют для оценки деятельности предприятия и в качестве инструмента в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности подразделяются:
на характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
рентабельность продаж;
доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (3):
Рентабельность производства показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его подразделениям и видам продукции и зависит:
- от изменения структуры реализованной продукции;
- себестоимости продукции;
- средних цен реализации.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Он рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность всей реализованной продукции можно определить:
- как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
- процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
- процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
- отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости и определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.