Фанорона

 

Фанорона (Fanorona, Fanoron) с острова Мадагаскар - наверное, самый известный, поразительный и оригинальный вариант Алькуерка. Играют двое (белые и чёрные), у каждого игрока по 22 шашки (vato). Доска - прямоугольная, 9х5 (45 перекрёстков), ориентированная горизонтально (по сути, два поля Алькуерка, соединённых вместе). Разметка «мельничная». Чаще всего игровую сетку делают большой, разрежённой, чтобы шашку можно было двигать, не расталкивая остальных.

Начальная расстановка показана на рисунке, центральное поле (lakam-be) свободно. Часто сами поля доски делают белыми и чёрными, чтобы сразу было видно, как расставлять шашки. Первыми ходят белые в свободный центр доски, далее по очереди.

Цель игры – срубить все шашки соперника. Если это не удастся никому, игра считается завершившийся вничью.

Простой ход (paica) - только на 1 соседний перекрёсток, согласно разметке. Такие ходы обычно происходят ближе к концу игры. «Пайка» может быть и жертвой шашки.

Система рубки в Фанороне уникальна, она существенно отличается и от Алькуерка, и вообще от любой другой известной шашечной игры, напоминая, скорее, таранные удары и канатные рывки, от которых шашки целыми рядами «вылетают» с доски. Существует два ва-рианта взятия - атакой и отступлением:

1. Взятие атакой (на подходе): если игрок ставит шашку на перекрёсток, а следующий по направлению движения занят шашкой противника, она – и все стоящие за ней – снимаются с доски (справа).

2. Взятие отступле-нием (при отходе): если иг-рок уводит шашку с перекрёстка, а предыдущий (обратный направлению движения) занят шашкой противника, она – и все стоящие за ней – опять же снимаются с доски (слева).

Эта «линия снятия» прерывается только пустым перекрёстком или стоящей там шашкой другого цвета. Если шашка одним ходом может срубить шашки противника как атакой, так и отступлением, игрок должен выбрать какой-то один вариант; делать оба сразу в Фанороне запрещено.

Одиночное взятие обязательно, если оно возможно. За один ход можно сделать серию захватов, но не обязательно доводить её до конца - можно прервать её в любой момент по желанию игрока. Если у рубящей шашки есть возможность продолжить ход со взятием, она может (но не обязана) это сделать в течение того же хода со следующими ограничениями:

1. Не допускается возвращение шашки в точку, где она уже побывала в ходе взятия (т.е. имеет место аналог турецкого удара).

2. Рубящая шашка не может совершить два перемещения в одном и том же направлении подряд в течение одного хода (такое может произойти, допустим, если атака следует за отступлением).

3. Превращения шашки в игре не происходит.