Анализ чувствительности показателя эффективности к изменению значений параметров операционной деятельности транспортного предприятия
Анализ чувствительности позволяет оценить, как изменяется показатель эффективности операционной деятельности транспортного предприятия при различных значениях параметров.
Анализ чувствительности осуществляется путем последовательного единичного изменения параметров и расчета соответствующего значения показателя эффективности. После этого рассчитывается процентное изменение показателя эффективности. Затем определяется эластичность изменения показателя эффективности – % изменения значения показателя эффективности при изменении значения параметра на 1%.Операция повторяется для всех параметров. На основании полученных результатов проводится ранжирование параметров по степени важности их влияния на значение показателя эффективности. Полученные данные заносятся в таблицу 3.3.
Таблица 3.3
Ранжирование параметров операционной деятельности
транспортного предприятия
Параметр | Изменение параметра, % | Изменение параметра | Прибыль ден. ед. | Изменение показателя эффективности, % | Эластичность значения показателя эффективности | Рейтинг параметра |
Постоян-ные расходы | 1855044,95 | 3766303,45 | -4,29 | -0,429 | ||
Перемен-ные расходы | 25,52 | 3560187,34 | -9,52 | -0,952 | ||
Количество услуг | 177686,3 | 4497078,74 | 14,29 | 1,429 | ||
Стоимость услуги | 63,8 | 4871835,3 | 23,81 | 2,381 |
Влияние изменения каждого параметра на значение показателя эффективности необходимо изобразить графические, используя данные таблиц 3.4-3.7.
Таблицы 3.4-3.7
Анализ чувствительности показателя эффективности к изменению количества услуг
Постоянные расходы | ||||||||||||
Изменение параметра, % | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | |||||||
Изменение показателя эффективности, % | 10,71 | 8,57 | 6,43 | 4,29 | 2,14 | 0,00 | -2,14 | -4,29 | -6,43 | -8,57 | -10,71 | |
Переменные расходы | ||||||||||||
Изменение параметра, % | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | |||||||
Изменение показателя эффективности, % | 23,81 | 19,05 | 14,29 | 9,52 | 4,76 | 0,00 | -4,76 | -9,52 | -14,29 | -19,05 | -23,81 | |
Продолжение табл. 3.6 – 3.7
Количество услуг | |||||||||||
Изменение параметра, % | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | ||||||
Изменение показателя эффективности, % | -35,71 | -28,57 | -21,43 | -14,29 | -7,14 | 0,00 | 7,14 | 14,29 | 21,43 | 28,57 | 35,71 |
Стоимость услуги | |||||||||||
Изменение параметра, % | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | ||||||
Изменение показателя эффективности, % | -59,52 | -47,62 | -35,71 | -23,81 | -11,90 | 0,00 | 11,90 | 23,81 | 35,71 | 47,62 | 59,52 |
Пример графического изображения анализа чувствительности показателя эффективности к изменениям значений параметров операционной деятельности транспортного предприятия представлен на графике 3.1
График 3.1. Анализ чувствительности показателя эффективности к изменениям значений параметров операционной деятельности транспортного предприятия
Используя данные ранжирования параметров, необходимо учесть взаимное влияние на значение показателя эффективности двух параметров, занявших первое и второе место в рейтинге (табл. 3.8).
Таблица 3.8
Анализ чувствительности показателя эффективности к изменению стоимости услуг и количества услуг
изменение параметра, % количество услуг изменение параметра, % стоимость услуг | -30 | -20 | -10 | ||||
-30 | 281067,44 | 562134,86 | 843202,28 | 1124269,70 | 1405337,12 | 1686404,54 | 1967471,96 |
-20 | 936891,42 | 1311647,98 | 1686404,54 | 2061161,10 | 2435917,66 | 2810674,22 | 3185430,78 |
-10 | 1592715,40 | 2061161,10 | 2529606,80 | 2998052,50 | 3466498,20 | 3934943,90 | 4403389,60 |
2248539,38 | 2810674,22 | 3372809,06 | 3934943,90 | 4497078,74 | 5059213,58 | 5621348,42 | |
2904363,36 | 3560187,34 | 4216011,32 | 4871835,30 | 5527659,28 | 6183483,26 | 6839307,24 | |
3560187,34 | 4309700,46 | 5059213,58 | 5808726,70 | 6558239,82 | 7307752,94 | 8057266,06 | |
4216011,32 | 5059213,58 | 5902415,84 | 6745618,10 | 7588820,36 | 8432022,62 | 9275224,88 |
Пример графического анализа влияния совместного изменения двух параметров на значение показателя эффективности представлено на графике 3.2.
График 3.2 Анализ чувствительности показателя эффективности к совместному изменению параметров операционной деятельности транспортного предприятия
В результате качественного и количественного анализа можно сделать вывод, что на показатель эффективности работы предприятия в ИМТП больше всего влияют стоимость услуг и их количество. Наиболее негативные изменения наступят при уменьшении количества услуг на 30% и стоимости услуг на 30%, тем самым значение показателя эффективности составит 281067,44 грн.