I) Философия как социокульткрное явление.

I|1)Происхождение философии. Философия и мировоззрение.

Термин философия взят из древнегреческого языка и дословно обозначает любовь к мудрости. Первоначально этот термин относился к сис-ме знаний вообще, т.к. объем логически упорядоченных знаний первоначально был не велик. Применительно к обозначению собственно философских знаний, греческий философ Андроник Родосский ввел терми метафизика. В русской философской традиции чаще используется термин филососфия. В западной же метафизика, а термин филомофия исп-ся там для обозначения любой теоретический концепции, схемы. По мере специализации философских знаний, их накопления и все более глубокого осмысления в них выделяется относительно самостоятельные структурные элементы, такие как: Онтология, Гносеология, аксиология, логика, этика и др. Проблемы философии мало изменились с моента их формулировки, что связано со спецификой философского знания. Пока человек остается человеком, его будут волновать одни и те же проблемы, что и находит свое отражение в философии. Возникает вопрос, с чем было свзяано возникновение философии, было ли это случайным или необходимым явлением. Философия возникает практически одновременно в одно и то же время всего лишь в 3 слабосвзянных между собой локальных центрах человеческой цивилизации, а именно: Индии, китае, Греции. Поскольку человеческая деятельность носит целеполагающий характер, т.е. человек ставит и реализует свои собственые свободновыбранные и сформулированные цели, а не некую внешнюю программу. Человек нуждается в достоверных знаниях о мире, органической частью которого сам является. От этого зависитуспешность его деятельности. Однако обладание чисто техническими знаниями, отвечающими ва вопросы что, кто, как и так далее, человеку явно не достаточно. Человеку необходимо знать во имя чего. Этот вопрос из сферы мировоззрения , в основе ответа на нео лежит субъективное предпочтение определенной системы ценностей. Именно мировоззрение придает целостность и осмысленность человеческим знаниям. Мировоззрение формируется изначально стихийно, прежде всего на основе приобщения человека к нац. языку, аккумулирующему опыт сущ-я данного этноса, а так же на основе приобр. житейского опыта, задающих опред. воспр-е мира. Философия это теоретический уровень мировоззрения. Философия это сис-ма логически упорядоченных знаний о мире человека, как его органической части. Необходимые условия возникновения философии, это наличие свободы мысли и способность языка адекватно выражать общее, абстрактное в мысли. Возниконовение философии имело огромное значении и последствия в истории человечества, оно ознаменовало переход к качественно новому способу освоения действительности. Фольклорно религиозное сознание утрачивает свою монополию, авторитет традиции заменяется авторитетом разума. Возникает система быстрого логчи. усвоения знания. Возниконовение философии означало одновременно и становление науки, т.к. именно в ней формируется ее методологич. каркас. Сформ. 2 осн=ых подхода к логическому, дискурсивному освоению реальности. 1) Диалектический.Предп. саморазвитие предмета иссл-я в его взаимосвязи с другими. В Европ. традиции один из первых диалектов - Гироклит. 2) Адиалектический берущий предмет иисл-я вне его связи с другими и вне развития. Одним из первых был Парменид

I|2) проблема основного вопроса философии

Философия пытается отразить мир как органичное целое через постижение его структурных, узловых элементов. Это сложнейшая познавательная задача решается через постановку множества конкретных вопросов, рассмотрению которых посвящает жизнь определенный философ под влиянием своих склонностей и эпохи. В этой связи уже в древности философы пытались сформуллировать основной вопрос философии, такой вопрос, без ответа на который невозможно решить все остальные. Поскольку философия в отличие от науки имеет целью создание не просто истинного образа мира, но и его оценку, ,то существует мн-во вариантов основного вопроса философии. В частности ученик Сократа – Платон видел основной вопрос в постижении сущего. Средневековый мыслитель Иоан Домасский видел его в уподоблении господу. Немецкий философ Кант акцентировал внимаение на человеке и ставил как основные и взаимсовяз. вопросы: Что есть человек? Что я могу знать? Что я должен делать? Другой немецкий философ Фридрих Ницше считал осн. вопросом стоит ли жить на свете. Фридрих Энгельс осн вопросом считал вопр отн-я созн-я к мат-ии выделяя 2 стороны: 1) что первично в назв отн. 2) Познаваем ли мир. Поскольку фил-я это теор уровень мировоззр. осн. вопросом фил-и явл-ся вопрос отношения человека к миру. здесь выделялись 2 чтороны: 1) Идеальный образ человека и мира. 2) Обусловленный идеалоим путь достижения данного образа.

I|3) Философия, Наука и религия. Роль философии в жизни человека.

цель науки истина. Т.е. зная об отдельных фрагментах действительности соотвтств. этим фрагментам. Философия в этом отличается от науки. Философские положения кроме истинных представлений о мире всегда включают в себя еще и оценку этого мира с позиции окружающих уставов. Причем если наука занята рассмотрением лишь отдельных фрагментов мира, философия берет в качестве предмета мир в целом. Философские системы отражают разное отношение к миру разных людей. Философия и наука тесно взаимосвязаны, причем не только генетически но и функционально. Философию часть соотносят с религией. Однако философия, наука и религия – разныесферы человеческих знаний. Философия предполагает длительное логическое, дискурсивное осмысление. Поэтому там где нет свободы для мысли нет и философии. богословие исследует феномены связанные прежде всего со сверхестественными основами бытия. Наука, философия и религия взаимодополняют друг друга являясь относительно самостоят феноменами кот. выступают в конфликт лишь в случае нарушения границ. Философия нужна не только науке/богословию, она нужна и человеку/обществу, на ранних стадиях развития человека, он руководствуется Врожденными инстинктами, традициями. Однако человеком не рождаются, а становятся и в процессе этого становления происходит развитие лчиности.