Вопрос 7.11. Показатели безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия как индикаторы делового риска

Для оценки финансовой устойчивости предприятия, риска по­тери прибыли и вероятности убыточности бизнеса большое значение имеют такие показатели, как безубыточный объем продаж и запас финансовой прочности (зона безопасности).

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. После этого каждая дополнительная еди­ница проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. До этой критической точки выручка от реализации произведенной продукции еще не возмещает затраты и предприятие находится в зоне убытков.

Разность между фактическим количеством реализованной про­дукции и безубыточным объемом продаж продукции - зона безопас­ности (зона прибыли), и чем больше она, тем меньше риск оказаться в зоне убытка. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприя­тия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений и, естествен­но, при оценке и прогнозировании риска убытков и вероятности банкротства.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении (критическую выручку) необхо­димо сумму постоянных затрат предприятия разделить на долю маржи покрытия в выручке:

Вкр.= А: Дмп=А:(МП:В)=А:(Вр.н.-Зпер.Р.п):Вр.н.,

где А - сумма постоянных затрат отчетного периода, не зависящая от динамики объема производства продукции; Дмп - доля маржи покрытия выручке; МП - сумма маржи покрытия, т.е. разность между выручкой (нетто) и суммой переменных затрат на произ­водство и реализацию продукции; З пер. р.п.- сумма переменных затрат, относящаяся к реализованной продукции.

Ряд авторов рекомендуют к сумме постоянных затрат относить не только постоянную часть операционных затрат, но фиксированные налоги и платежи из при­были, не зависящие от ее размера (налог на недвижимость и др.).

Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактическая выручка больше или меньше критической. Чем больше зона безопас­ности у предприятия, тем прочнее его финансовые позиции и меньше вероятность оказаться в зоне убытков. Для определения зоны безопасности в целом по предприятию используется следующая формула:

ЗБ= (В−Вкр):В×100,

Где В- выручка фактическая (прогнозируемая); Вкр.- выручка критическая (пороговая), при которой финансовый результат равен нулю.

Чем больше зона безопасности у предприятия, тем прочнее его финансовые позиции и меньше вероятность оказаться несостоятельным.

Таблица 7.12.Расчет безубыточного объема продаж и запаса финансовой устойчивости предприятия

Показатель Прошлый период Отчетный период
     
     
Выручка от реализации продукции за минусом НДС, акцизов и др., млн.руб. 350 000 500 000
     
Прибыль, млн. руб. 105 000 142 850
Полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб. 245 000 357 150
Сумма переменных затрат, млн. руб. 170 430 252 750
Сумма постоянных затрат, млн. руб. 74 570 104 400
Сумма маржи покрытия, млн. руб. 179 570 247 250
Доля маржи покрытия в выручке, % 51,306 49,45
Безубыточный объем продаж, млн.руб. 145 344 211 120
Зона безопасности (запас финансовой устойчивости): млн. руб. процент   200 400 58,5   288 880 57,8

Как показывает расчет, в прошлом периоде нужно было реализовать продукции на сумму 145 344 млн. руб., что бы покрыть постоянные затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Выручка в прошлом периоде составила 350 000 млн. руб., что выше критической суммы на 204656 млн. руб., или на 58,5%. Это и есть запас финансовой прочности, или зона безубыточности предприятия. В отчетном периоде запас финансовой прочности практически не изменился. Его уровень достаточно высокий – выручка может уменьшиться на 57,85 и только тогда будет нулевой финансовый результат. Если же выручка упадет еще ниже, то предприятие окажется в убытке, будет постепенно «проедать» собственный и заемный капитал, что приведет к финансовым затруднениям. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой прочности, выяснять, насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка.

В точке бездоходности выручка равна постоянным затратам, а физический объем производства продукции определяется делением суммы постоянных затрат на цену изделия:

V*кр.= А:р.

Зона бездоходности находится в диапазоне между безубыточ­ным объемом продаж и бездоходным объемом продаж:

V= Vкр – V*кр = А: (р−b)−(А:р)

В этом диапазоне возникает риск потери платежеспособности, поскольку выручка покрывает только постоянные затраты. В резуль­тате предприятие получает убытки в сумме переменных затрат. Если объемы продаж (производства) упадут ниже точки бездоходности, то это может привести предприятие к банкротству.

В точке экономического равновесия обеспечивается нормальный предпринимательский доход на уровне среднерыноч­ной нормы доходности на вложенный капитал, потеря которого находится в зоне допустимого уровня риска. Вместе с тем пред­приятие, не достигшее данной точки и не обеспечивающее нор­мальный предпринимательский доход, работает не эффективно в условиях сложившейся конъюнктуры рынка. Недостижение или потеря сверхрыночной нормы прибыли по степени риска относится к безрисковой зоне.

Следовательно, точка безубыточности, точка экономического равновесия, зона безопасности предприятия являются очень ценными индикаторами эффективности работы предприятия и риска убыточности.

С помощью маржинального анализа можно установить поро­говое значение не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены и переменных затрат на единицу продукции (или на рубль продукции) при заданном значении остальных фак­торов. В основе этих расчетов лежит базовая модель прибыли, учи­тывающая взаимосвязь «затраты - объем продаж - прибыль»:

П = VРП × (р − b ) − А, или П = В × Дмп − А,

где VРП - объем реализованной продукции; р- цена единицы про­дукции; b- переменные затраты на единицу продукции; А - сумма постоянных затрат периода; В - выручка; Дмп - доля маржи по­крытия в выручке.

Критический (пороговый) уровень постоянных затрат при за­ данном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:

Акр = VРП × (р− b ), или Акр = В ×ДМп = МП.

Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить макси­мально допустимую величину постоянных расходов, которая будет равна марже покрытия при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то производство станет убыточным.

return false">ссылка скрыта

В на­шем примере предельная величина постоянных расходов в отчетном периоде равна 247 250 млн. руб. При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и в убытке. Если же постоянные затраты окажутся выше пороговой суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет валовой маржи.

Разность между критической и фактической суммой постоян­ных затрат в процентном отношении к фактической их величине также характеризует зону безопасности предприятия и риск опера­ционной деятельности по данному фактору.

ЗБ= (247250−104400):104400=1,36 (136%).

Критический уровень удельных переменных затрат на рубль продукции (bкр) при заданном объеме продаж (VРП), цен (р) и суммы постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

bкр= Р−(А:VРП).

Критический уровень удельных переменных затрат на рубль продукции (УПЗкр.) при заданном объеме продаж (VРП), уровне цен (р) и суммы постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

УПЗкр= 1−(А:В)= 1−104400:500000=0,7912

При таком уровне удельных переменных затрат предприятие будет иметь нулевой финансовый результат. Разность между факти­ческим и критическим уровнями данного показателя в процентном отношении к фактической его величине также является индикато­ром риска операционной деятельности.

ЗБ= (0,7912−0,5055):0,5055=0,40

Фактический уровень данного показателя ниже предельного его значения на 40 %, что свидетельствует о достаточно большом запасе прочности.

Критический уровень цены кр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

Ркр= А: VРП+b

При таком уровне цена будет равна полной себестоимости еди­ницы продукции, а прибыль и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет убыток. Разность между фактическим и порого­вым значениями цены в процентном отношении к фактическому ее уровню характеризует степень ценового риска.

Как видим, предельные (пороговые) значения рассмотренных показателей являются очень ценными инструментами в управлен­ческой деятельности. С их помощью можно эффективнее управлять рисками и финансовыми результатами.

Вопрос 7.12. Реакция участников рынка на изменения цен

Всякое изменение цен, будь то повышение или понижение, проводимое предприятием, касается всех участников рынка. Оно не остается также без внимания государственных органов. Участниками рынка, которые непосредственно реагируют на изменение цен, являются потенциальные потребители, заказчики, конкуренты, дистрибуторы, поставщики и продуценты. С учетом их реакции на изменение цен всех участников рынка целесообразно разделить на потребителей и конкурентов.

Реакция потребителей на изменение цен. Как уже говорилось, повышение цены на товар ведет к сокращению спроса на товар, и наоборот, снижение цены ведет к повышению спроса. Иными словами, при более высоких ценах обычно сбывается меньше товара, чем при низких, хотя эта зависимость не обязательно носит линейный характер. Это явление принято называть «нормальным спадом». Психологические особенности восприятия покупателем изменения цены вносят свои коррективы в эту зависимость. Бывают случаи, когда на снижение цены покупатель реагирует сокращением спроса и, наоборот, при повышении цены на товар спрос на него продолжает расти. Возрастание спроса означает привлечение нового круга покупателей. Однако для того, чтобы привлечь группы покупателей, нужно, чтобы цена упала ниже определенного уровня. Этот уровень называется нижним психологическим уровнем цены. Именно он характеризуется привлечением новых групп и слоев покупателей. При сравнительно небольшом повышении цены покупатели стараются «держаться» привычного продавца, и общий закон падения спроса проявляется в малой степени. Лишь после значительного повышения цены выше некоторого уровня эти традиционные покупатели отказываются приобретать товары и услуги. Это значение называется верхним психологическим уровнем цены. Именно после превышения верхнего психологического уровня цены наблюдается уход многих традиционных покупателей, а также существенное снижение спроса.

Если цены были понижены, то покупатели могут истолковать это следующим образом: модель товара устарела; качество товара снизилось, он имеет определенные изъяны; предприятие испытывает финансовые затруднения; вскором времени цена снова снизится, поэтому с покупкой следует подождать.

В противоположность этому повышение цены может быть воспринято покупателями как положительное явление: товар стал пользоваться спросом и следует быстрее купить его, пока онне стал дефицитным; товар имеет особую ценностную значимость. Продавец, пользуясь подобными настроениями, будет стремиться за­ломить такую цену, какую только сможет выдержать рынок.

 
 

 

 


Рис. 7.4. Психологическое восприятие покупателем изменения цен

Реакция конкурентов на изменение цен. За ценами, как правило, внимательно следят конкуренты. Следовательно, предприятие в своей производственно-сбытовой и ценовой политике должны учитывать возможные действия конкурентов. Обычно они реагируют на изменение цен тогда, когда количество продавцов невелико, их товары имеют незначительные отличия, а покупатели хорошо информированы. Предприятие должно прогнозировать наиболее вероятные реакции конкурентов. Если у фирмы есть только один конкурент, который отвечает на измене­ние цен всегда одним и тем же методом, его ответный ход можно пре­дугадать. Чтобы знать, что можно ожидать от конкурента, фирме следует выяснить его интересы (таковыми обычно являются увеличение объема продаж или стимулирование спроса). Если у фирмы несколько конкурентов,необходимо составить сценарии наиболее вероятного поведения каждого из них. Все конкуренты могут вести себя или одинаково, или по-разному, поскольку они отличаются друг от друга по финансовому положению, занимаемой доле рынка и по другим показателям. Если некоторые из конкурентов отреагируют на из­менение цены одинаково, то так же, как правило, поступят и другие конкуренты.

Реакция предприятия на изменение цен конкурентов. Кроме того, предприятие должно определить линию своего поведения в ответ на действия, предпринятые конкурентами.

 

 
 

 

 

 


Рис. 7.5.Анализ ценообразования у конкурентов

Чтобы определить, как вести себя в ответ на изменение конкурентами своих цен, предпри­ятию необходимо выяснить следующее: с какой целью конкурент изменил цены - для завоевания рынка, для пол­ной загрузки производственных мощностей, возмещения изменившихся издержек или для изменения ценовой ситуации в отрасли вцелом; на какой период времени конкурент изменяет цены; что будет с долей рынка предприятия и его доходами, если оно не пред­примет ответных мер; какие ответные меры собираются предпринимать другие фирмы; как могут прореагировать конкурент и другие фирмы на каждую из воз­можных ответных реакций. Предприятие должно провести весьма детальный анализ и выяснить: все, что связано с этапом жизненного цикла своего товара, значимость этого товара в своей товарной номенклатуре; намерения и ресурсы, которыми располагает конкурент, предложен­ную им цену; чувствительность спроса к изменению цены товара; изменение издержек в зависимости от объема выпуска; др. Предприятие не всегда может проанализировать варианты своих дей­ствий сразу, вмомент изменения цен. Единственный способ сократить время обдумывания ответного хода - это заранее предусмотреть воз­можные ценовые маневры конкурента и наметить собственную ответ­ную линию поведения.

В условиях обостренной ценовой конкуренции продавцы стремятся скоординировать свои действия. Эта координация обычно сводится к заключению соглашения о ценах.