Вопрос 7.9. Обоснование управленческих решений с использованием обратного расчета цены предприятия-производителя
Гибкая ценовая политика предприятия может заключаться в одних случаях в обосновании цены, позволяющей предприятию в полной мере осуществлять воспроизводственные процессы при устойчивом или ограниченном спросе. Рыночное установление цен предполагает возможность корректировки первоначально рассчитанной цены путем применения к ней различных надбавок или скидок с учетом конъюнктуры рынка, объема поставок, сезонности спроса и других факторов, использования различных стратегий ценообразования.
Несмотря на относительную простоту расчета, а также такое достоинство затратного подхода, как справедливость (продавец довольствуется прибылью, необходимой для нормальной работы предприятия и включает в цену налоги по установленным ставкам), сфера его использования все же ограничена.
В большинстве других случаев рыночные цены служат информацией о возможном сбыте, руководством к действию, что базируется на одном из основных правил маркетинга: "Не пытайтесь сбывать то, что вам удалось произвести, а производите то, что у вас, безусловно, будет куплено". В условиях, когда на рынке цены многих товаров определяются в первую очередь рыночными факторами, и предприятия, фирмы должны проявлять гибкость в принятии решений по ценам, ориентация на затраты не позволяет реализовывать в полной мере все возможности для товара, предоставляемые рынком.
Поэтому во многих случаях отправной точкой при определении цены и разработке деловой стратегии предприятия должны быть конъюнктура рынка и его потенциальные возможности. Издержки при этом выполняют вспомогательную функцию и служат лишь для оценки эффективности принимаемых решений.
Использование обратного счета ("обратной калькуляции") дает возможность эффективно вести бизнес и еще до выведения товара на рынок выяснять его будущую целесообразность исходя из цены, диктуемой рынком. Схема всех вычислений базируется на выявлении влияния состояния рынка и налоговой системы на прибыль предприятия и его выручку от продажи товаров по свободным рыночным ценам.
Прежде всего, с учетом конъюнктуры рынка, качества продукции определяется возможная рыночная цена конкретного изделия, которое намечается к выпуску. Эта цена может быть оговорена и согласована между потенциальными продавцом и покупателем или взята из представительных информационных источников. При этом могут использоваться методы, ориентированные на качество, потребительские свойства товара, спрос, уровень конкуренции. В ряде случаев достаточно изучить цены конкурентов, реализующих аналогичную продукцию, и воспользоваться ценой предприятия. На практике в условиях функционирования различных рынков товаров для этого могут использоваться специфические методы, формулы расчета цен, различная конъюнктурная информация. При достаточном насыщении рынка товарами можно прибегать к опросам покупателей, анкетированию, тестированию, для ориентации в отношении рыночной цены.
Если исходить из рыночной розничной цены, т.е. цены конечного потребления, то с учетом ее состава, рассмотренного ранее, механизм всех вычислений будет иметь следующий вид. В первую очередь определим сумму налога с продаж, который может взиматься при реализации алкогольных, табачных, ювелирных изделий или дорогостоящей бытовой техники, теле-, видеоаппаратуры, холодильников (в зависимости от объекта налогообложения):
НП = РЦ × Снп: 100,
где НП — налог с продаж, р.; РЦ — розничная цена, р., Снп— ставка налога с продаж, %.
После этого определим сумму НДС, входящего в розничную цену:
НДС = (РЦ − НП) × Сндс : (100 + С ндс),
где НДС — сумма НДС в розничной цене, р.; СНдс — ставка НДС, %.
Затем рассчитаем суммы розничной и оптовой торговых наценок (если они устанавливаются на основе торговых надбавок, размеры которых согласовываются в процентном выражении между поставщиками и покупателями):
РТЦ = (РЦ − НП − НДС) : (100 + РН + ОН) × РН;
ОЦ = (РЦ − НП −НДС − РТЦ) : (100 + РН + ОН) × ОН,
где РТЦ — розничная торговая наценка, р.; ОЦ — оптовая торговая наценка, р.; РН — розничная торговая надбавка, %; ОН — оптовая торговая надбавка, %.
Когда будут известны торговые наценки, можно определить возможную отпускную цену:
Цотп = РЦ − НП − НДС − РТЦ − ОЦ,
где Цотп — отпускная цена предприятия-изготовителя, р.
Далее производим все вычисления исходя из отпускной цены предприятия, двигаясь в обратном направлении от замыкающего ее элемента.
Если предприятие будет использовать для доставки продукции до покупателя привлеченный транспорт, то в первую очередь следует определить транспортные затраты исходя из определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, действующих транспортных тарифов (ТРпр).
Если продукция облагается акцизным налогом, следует рассчитать сумму акциза, которую придется уплатить с цены. При установленной адвалорной ставке расчет будет выглядеть следующим образом:
А = (Цотп− ТРпр ) × Са,
где А — сумма акцизного налога, р.; Са— ставка акцизного налога, %.
Если продукция доставляется собственным транспортом, то отдельно необходимо рассчитать транспортные расходы (ТРсоб) исходя из определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, действующих транспортных тарифов.
Безусловно, предприятие должно знать свою плановую себестоимость продукции (Сед), которую можно определить на любом этапе обоснований. В итоге как остаточную величину вычисляем прибыль. Она будет представлять собой разницу между отпускной рыночной ценой и всеми рассчитанными выше элементами:
П = Цотп − ТРпр – А − ТРсоб – С ед,
где П — сумма прибыли в цене, р.
Если в итоге всех расчетов получена положительная величина, можно говорить о целесообразности выведения товара на рынок. Однако сама по себе абсолютная сумма прибыли еще не может выступать в качестве критерия принятия решения.
Поскольку в отечественной хозяйственной практике наиболее распространенным показателем эффективности затрат является рентабельность, целесообразно рассчитать ее уровень по конкретному товару (услуге). Если она окажется выше, чем средняя рентабельность в целом по предприятию, то можно принять решение о выпуске изделия или об оказании какой-либо услуги. Если она ниже средней, целесообразно проанализировать собственные издержки с целью их снижения и увеличения прибыли, либо изучить возможности других рынков, либо вообще отказаться от изделия из-за неэффективности его изготовления в конкретно рассматриваемых условиях.
Выбор критерия для принятия решения на основе описанного расчета будет зависеть от экономического положения предприятия, фирмы на рынке. В некоторых случаях, особенно в условиях жесткой конкуренции, даже получение нулевого результата достаточно для положительной оценки действий, так как это позволит предприятию выжить и сохранить свои позиции на рынке.
В текущей работе использование способа обратного счета дает возможность управлять прибылью, формируя ассортимент изделий из наиболее рентабельных их видов.
Пример.Оценить целесообразность производства нового изделия — куртки из натуральной кожи. Свободная ориентировочная розничная цена изделия с учетом его качества и конъюнктуры рынка — 80 000 р. Суммарная оптовая и розничная торговые надбавки — 30 %. Себестоимость производства куртки — 40 000 р. налога на добавленную стоимость — 20 %, Сложившаяся на фабрике рентабельность продукции — 15 %.
Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) в розничной цене изделия составит:
НДС = 80 000 : 120 × 20 = 13333р.
Торговая наценка (ТЦ), которая останется в распоряжении торговых организаций:
ТЦ = (80 000 −13333) : 130 × 30 = 15 385 р.
Отпускная цена предприятия-изготовителя (Ц отп.) будет равна:
Ц отп.= 80 000 − 13333 − 15 385 = 52282 р.
Сумма прибыли (П) в цене составит:
П = (52 385 − 40 000) = 12 385 р.
Рассчитаем рентабельность изделия (Р) по отношению к его себестоимости:
Р = 12 385 :40 000 × 100 = 30,96%.
Поскольку рентабельность нового изделия выше средней по предприятию, можно сделать вывод о целесообразности его производства.
Если предприятие не получает прибыли, для поиска решений возможно применение метода сумм покрытия затрат. Сумма покрытия(СП)состоит из структурных издержек и прибыли. Цель такого подхода — определить, принес ли калькулируемый объект прибыль или был убыточным. Для решения данной проблемы, а также определения прибыли отдельного продукта необходимо разложить постоянные затраты на отдельные ступени. При этом постоянные издержки не распределяются пропорционально по продуктам. Это было бы неправильно, а рассчитываются на базе суммы покрытия. В данном случае постоянные издержки относят не к продуктам, а к другому основанию: группам продуктов, местам их возникновения.
Выделяют пять уровней постоянных издержек, и реализуют их в виде матрицы расчетов сумм покрытия. Каждая сумма покрытия (СП) показывает, какая доля постоянных издержек должна быть возмещена. Общая СП I, содержащая все постоянные издержки и прибыль, распадается на отдельные ступени, соответствующие их участию в производстве продуктов, и непокрытый остаток уменьшается. Однако на практике не всегда удается выделить все пять блоков постоянных издержек. Поэтому в зависимости от потребностей и возможностей предприятия можно ограничиться двумя, тремя или четырьмя уровнями, но только не одним.
Ступенчатое покрытие затрат позволяет учитывать принцип предельных и ожидаемых затрат и дает возможность маневрирования коммерческими средствами, в частности, управлять ценами и проводить гибкую ценовую политику.Действуя в данной ситуации как инноватор,экономист принимает на себя часть функций по моделированию возможных ситуаций, предлагая различные способы поведения.