Бюджетный процесс
Под бюджетным процессом принято понимать установленный порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Продолжительность бюджетного процесса. как правило, составляет два года. Такая разбежка объясняется тем, что в различных странах установлены различные сроки утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Работа по составлению проектов бюджета начинается за 12 - 18 месяцев до начала нового бюджетного года. Как правило, бюджет составляет министерство финансов.
За последние десятилетия произошли глубокие изменения в методах составления проектов бюджетов. В настоящее время промышленно развитые страны применяют програмно-целевой метод с использованием современной компьютерной техники.
Составление проекта бюджета - одна из наиболее важных стадий бюджетного процесса. Именно на этом этапе закладывается политический и экономический курс государства на предстоящий период. На этой стадии определяются объем бюджета, степень покрытия расходов регулярными доходами, соотношение налогов и займов, главные направления расходования средств.
Подготовленный министерством финансов проект бюджета после его одобрения правительством представляется в высший законодательный орган государства. Во многих странах на случай возникновения проблемных вопросов создаются специальные комиссии из представителей правительства и законодательного органа.
Важное значение при рассмотрении и утверждении бюджета имеет бюджетная инициатива, под которой понимается право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В развитых странах, как правило. законодательный орган либо вообще лишен бюджетной инициативы, либо она имеет крайне ограничительный характер. Введение программно-целевого метода составления проекта бюджета сокращает круг вопросов подлежащих рассмотрению законодательным органом.
Процедура рассмотрения и утверждения бюджета в разных странах различна, различны и сроки, в течение которых она должна быть завершена. Во Франции, например, она составляет 7 с дней, по истечении этого срока право утверждения бюджета переходит к правительству. После утверждения законодательным органом бюджет поступает на подпись главы государства. В случае наложения veto на законопроект о бюджете он возвращается в парламент для повторного рассмотрения.
В других странах при возникновении разногласий между парламентом и правительством может быть поставлен вопрос о доверии правительству либо последнему могут быть даны чрезвычайные полномочия по утверждению бюджета. Возможен и вариант роспуска парламента, тогда бюджет рассматривает и утверждает новый состав парламента.
Законодательства практически всех современных государств не исключает непринятие бюджета до начала нового бюджетного (финансового) года. В таком случае. как правило, действует принцип разрешения правительству использовать расходы в пределах сумм. сложившихся в соответствующие периоды прошлого года.
Утвержденный, получивший силу закона бюджет подлежит исполнению в течение года. В исполнении бюджета принимают участие все государственные органы. субъекты хозяйствования. Однако главная роль принадлежит министерству финансов. В исполнении бюджета важное значение имеет кассовое исполнение - организация сбора бюджетных средств, порядок выдачи бюджетных ассигнований, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская. банковская и смешанная.
Завершается бюджетный процесс утверждением отчета об исполнении бюджета. последний составляется министерством финансов и утверждается законодательным органом.