Бюджетный процесс

Под бюджетным процессом принято понимать установленный порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Продолжительность бюджетного процесса. как прави­ло, составляет два года. Такая разбежка объясняется тем, что в различных странах установлены различные сроки утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Работа по составлению проектов бюджета начинается за 12­ - 18 месяцев до начала нового бюджетного года. Как правило, бюд­жет составляет министерство финансов.

За последние десятилетия произошли глубокие изменения в методах составления проектов бюджетов. В настоящее время про­мышленно развитые страны применяют програмно-целевой метод с использованием современной компьютерной техники.

Составление проекта бюджета - одна из наиболее важных ста­дий бюджетного процесса. Именно на этом этапе закладывается политический и экономический курс государства на предстоящий период. На этой стадии определяются объем бюджета, степень покрытия расходов регулярными доходами, соотношение нало­гов и займов, главные направления расходования средств.

Подготовленный министерством финансов проект бюджета после его одобрения правительством представляется в высший законодательный орган государства. Во многих странах на случай возникновения проблемных вопросов создаются специальные комиссии из представителей правительства и законодательного органа.

Важное значение при рассмотрении и утверждении бюджета имеет бюджетная инициатива, под которой понимается право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В развитых странах, как правило. законодательный орган либо вообще лишен бюджетной инициативы, либо она имеет крайне ограничительный характер. Введение программно-целевого метода составления проекта бюджета сокращает круг вопросов подлежащих рассмотрению законодательным органом.

Процедура рассмотрения и утверждения бюджета в разных странах различна, различны и сроки, в течение которых она дол­жна быть завершена. Во Франции, например, она составляет 7 с дней, по истечении этого срока право утверждения бюджета пе­реходит к правительству. После утверждения законодательным органом бюджет посту­пает на подпись главы государства. В случае наложения veto на законопро­ект о бюджете он возвращается в парламент для повторного рас­смотрения.

В других странах при возникновении разногласий между пар­ламентом и правительством может быть поставлен вопрос о до­верии правительству либо последнему могут быть даны чрезвы­чайные полномочия по утверждению бюджета. Возможен и ва­риант роспуска парламента, тогда бюджет рассматривает и утвер­ждает новый состав парламента.

Законодательства практически всех современных государств не исключает непринятие бюджета до начала нового бюджетного (фи­нансового) года. В таком случае. как правило, действует принцип разрешения правительству использовать расходы в пределах сумм. сложившихся в соответствующие периоды прошлого года.

Утвержденный, получивший силу закона бюджет подлежит ис­полнению в течение года. В исполнении бюджета принимают участие все государственные органы. субъекты хозяйствования. Однако главная роль принадлежит министерству финансов. В исполнении бюджета важное значение имеет кассовое исполне­ние - организация сбора бюджетных средств, порядок выдачи бюджетных ассигнований, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская. банковская и смешанная.

Завершается бюджетный процесс утверждением отчета об исполнении бюджета. последний составляется министерством фи­нансов и утверждается законодательным органом.