Новый Эрмитаж

 

Новый Эрмитаж - первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, который своими работами во многом сформировал облик музейной архитектуры. Осуществление проекта Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением.

Новому Эрмитажу, построенному в 1842-1851 гг. в стиле историзм, присущи строгость и монументальность облика, сбалансированностью архитектурных объемов. Вход в музей акцентирован величественным портиком с фигурами атлантов, высеченными из серого сердобольского гранита в мастерской скульптора А. И. Теребенева. Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох. Крупные плоскости фасадов оживляет орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами.

Внутреннее убранство "Музеума" соответствовало характеру представляемых коллекций: в роскошных залах с верхним светом (Просветах) на втором этаже разместилась Картинная галерея, а в залах первого этажа, оформленных в духе античной архитектуры, - коллекция древностей, скульптур, несколько библиотек.

Торжественное открытие первого в России художественного музея состоялось 5 февраля 1852 г. В залах, сохранивших свой исторический облик, расположены коллекции античного искусства, а также живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы.

Рыцарский зал Эрмитажа

В Рыцарском зале Эрмитажа экспонируется около 200 произведений, рассказывающих о развитии оружейного искусства с XV по XVII век и представляющих три основных вида вооружения - оборонительное, холодное и огнестрельное. Посмотрев коллекцию Эрмитажа можно увидеть, что их развитие было тесно связано между собой, и усовершенствование одного из них сразу же требовало улучшения другого вида. Например, изменение холодного и огнестрельного оружия в XV веке выявило недостатки доспеха этого времени и привело к его усилению; и наоборот, улучшение качества доспеха заставило мастеров по изготовлению огнестрельного оружия думать о его совершенствовании. В Рыцарском Зале Эрмитажа ощущается что это был один из самых ярких периодов в истории Европы, известный как эпоха Возрождения, давшая миру великих художников, ученых и архитекторов. Расцвет науки и искусства этой эпохи отразился на военном деле - появились новые виды вооружения, произошли изменения в тактике ведения боя; тяжелую рыцарскую конницу, которая на протяжении нескольких веков играла главную роль в сражениях, в конце XVI века постепенно заменила более легкая пехота и кавалерия. Военное дело по-прежнему оставалось одним из основных занятий мужской части населения - одни непосредственно принимали участие в боевых действиях, другие создавали вооружение, изобретая, проектируя и украшая его.