Виды инвентаризации, случаи обязательного ее проведения, порядок её проведения
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учёта, отраженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учёте, а также внести необходимые уточнения и исправления.
Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н) и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. №49). Согласно этим документам предприятия обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершённого капитального строительства, капитального ремонта, незавершённого производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов и других статей бухгалтерского баланса.
Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т.п., а также по каким-либо причинам не учтённые ценности.
Основными задачами инвентаризации являются:
выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объёмов незавершённого производства в натуре;
контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путём сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учёта;
выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших своё первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.п.;
выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
проверка реальной стоимости учтённых на балансе имущества и источников его формирования.
Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имущества может быть полной и частичной.
При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отчёта (исключение составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше)
При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов имущества в определённых местах хранения.
В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и внеплановые.
Плановые инвентаризации проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учёте и отчётности и Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчётов.
Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, в основном внезапно.
Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей общественности. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационые комиссии в составе; представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии); специалистов (экономиста, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.) и другие опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учёт.
В межинвентаризационный период на предприятиях должны проводиться систематически проверки и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Результаты инвентаризации будут признаны действительными только в том случае, если соблюдены все процедуры ее проведения. Любая инвентаризация состоит из следующих этапов:
1. Подготовительные мероприятия:
- издание приказа по форме №ИНВ-22 «О проведении инвентаризации»;
- определение сроков проведения инвентаризации и видов проверяемого имущества;
- формирование рабочих комиссий
- разработка внутренних инструкций – памяток;
- выведение в учете остатков ТМЦ и др.
2. Собственно проведение инвентаризаций:
- взвешивание, пересчет, обмер и занесение в опись;
- оформление инвентаризационных описей.
3. Сравнительно-аналитические мероприятия:
- проверка и сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета;
- составление сличительных ведомостей и определение причин расхождений.
4. Заключительные мероприятия:
- оформление Ведомости учета результатов инвентаризации по ф. № ИНВ-26;
- внесение соответствующих записей в регистры бухгалтерского учета;
- издание приказа об утверждении результатов инвентаризации с выводами.