Внутрифирменные (внутрикорпоративные) стандарты

 

Внутрифирменные стандарты действуют внутри организации – разработчика ПО или любой другой компании, связанной с информационными технологиями. Такие стандарты, как правило, регламентируют порядок оформления документации, приказов и технической литературы внутри компании, пользовательский интерфейс разрабатываемых приложений (например, запрет на использование некоторых элементов интерфейса), стиль программирования, спецификацию модулей, имена используемых переменных, таблиц баз данных (БД). Внутрикорпоративные (внутрифирменные) стандарты имеют узкую сферу полномочий (одна или несколько фирм), но играют большую роль, так как они абсолютно конкретны.

Внутрифирменные (внутрикорпоративные) стандарты занимают особое место в классификации стандартов. Это связано с тем, что они регламентируют технологические процессы, происходящие внутри фирмы (например, процессы анализа, кодирования, тестирования), они максимально конкретны и детализируют уровень мероприятий, если пользоваться управленческой терминологией.

Внутрифирменные стандарты, как правило, базируются на применении методик и технологий, которые:

– зарекомендовали себя лучшим образом в аналогичных проектах;

– получили наибольшее распространение в области разработки программного обеспечения;

– получили наибольшее распространение в области, для которой программное обеспечение создается;

– являются передовыми и многообещающими.

Вместе с тем внутрифирменные стандарты учитывают особенности предприятия – разработчика программного обеспечения. Его конкретные особенности связаны со средством разработки, на котором кодируется программное средство, квалификацией персонала, финансовым положением фирмы.

Можно ли разработать универсальный стандарт и тиражировать его на различных предприятиях? К сожалению, нет. Существуют общие подходы, известны технологии разработки внутрикорпоративных стандартов, но всякий раз этот процесс уникален, поскольку не существует двух совершенно одинаковых предприятий – они различаются отраслевой спецификой, размерами, стратегией, организационной структурой и многими другими факторами. Кроме того, документы, особенно относящиеся к внутреннему документообороту, различаются в силу устоявшихся бизнес–правил, традиций, корпоративной культуры, отношений между подразделениями. Внутрикорпоративные стандарты, разработанные для одного предприятия, не подойдут для другого. Поэтому типового внутрикорпоративного стандарта просто не может быть. При этом следует различать структуру бизнес–процессов, которая действительно может быть типовой, и внутрикорпоративный стандарт, согласующий структуру бизнес–процессов и организационную структуру конкретного предприятия.

Любой внутрикорпоративный стандарт должен иметь юридическую силу внутри предприятия, т.е. быть оформлен в виде документа и быть введен в действие приказом или распоряжением. В приказе ввода в действие внутрикорпоративного стандарта, как правило, должны содержаться следующие пункты: срок действия стандарта (например, «со дня подписания», «с 1 сентября 2007 г.»);область действия (распространяется на процесс кодирования и тестирования); способ доведения до исполнителей (например, «Руководителям подразделений зачитать приказ в вверенных им подразделениях»); ответственные лица за контролем исполнения (например, «Контроль за исполнением стандарта»); ответственность (например, «За невыполнение пунктов стандарта сотрудник лишается премии»).

Если вышеперечисленные пункты отсутствуют, то сложнее разбирать конфликтные ситуации, которые могут произойти. Если стандарт вообще не оформлен в виде документа, то фактически это обозначает, что его не существует вовсе, в этом случае конфликтные ситуации неизбежны. На практике на вопрос о правомерности применения того или иного проектного решения (например, использования элемента интерфейса) можно услышать: «Так было всегда». Такая практика вредна, стандарт должен быть оформлен, а не передаваться старожилами из уст в уста.

Выявляется и ряд отрицательных моментов, связанных с внутрифирменными стандартами. Первый момент – стандарты должны тщательно разрабатываться, продумываться, и, создавая их, фирма должна учесть большое количество нюансов, чтобы не переделывать стандарт через месяц. Стандарт – это то, что дает стабильность. Второй момент находится в некотором противоречии с первым – стандарты могут тормозить использование современных технологий, средств. Это особенно важно в сфере информационных технологий, где развитие технологий и их смена идут очень быстро. Этого можно избежать, если разработать внутри фирмы механизм регулярного пересмотра стандарта для включения в него современных и передовых элементов. В комиссию по пересмотру стандартов должны входить специалисты высокой квалификации из всех заинтересованных подразделений, мнение конечного потребителя также должно быть учтено (например, если вопрос касается пользовательского интерфейса или совместимости с другими программными средствами).

Внутрифирменные стандарты можно разделить по отношению к процессам производства на производственные и управленческие стандарты. Производственные стандарты – те стандарты, которые регламентируют процессы производства программного обеспечения по этапам и стадиям жизненного цикла. Управленческие стандарты регламентируют порядок управления производственными процессами.

С помощью внутрифирменных стандартов:

– достигаются лучшие показатели обучения персонала. Соответственно проще заменить человека в случае его увольнения. Отсюда следует, что можно брать на работу специалистов более низкой квалификации и доучивать их на месте без серьезных затрат для фирмы;

– повышаются надежность и качество программного обеспечения;

– повышается дружественность программного продукта, сокращаются сроки обучения конечного пользователя;

– улучшается обслуживание, сокращаются сроки внедрения программы.